назад
19 сентября 2016 22:23 /

Адвокаты выступили против передачи МГБ контроля за расследованием уголовных дел

В России готовится масштабная реформа силовых ведомств и правоохранительных органов. Так, на базе ФСБ будет создано Министерство госбезопасности, СКР вернется под контроль Генпрокуратуры, а функции МЧС возьмут на себя МВД и Минобороны. Глобальнуюреструктуризацию планируется завершить до президентских выборов 2018 года. У реформы уже нашлись как сторонники, так и противники: одни видят в ней избавление от дублирующихся функций, других настораживает появление "суперведомства" (МГБ) с большими властными полномочиями. Третьи же просто констатируют последовательную политику властей по созданию "мегаорганов".

Подготовка к реформе, по словам источников "Коммерсанта", началась вскоре после того, как президент своими указами ликвидировал ФМС и ФСКН как самостоятельные ведомства, передав их функции МВД, а на основе внутренних войск и ряда подразделений органов внутренних дел создал Росгвардию. Реорганизация призвана повысить эффективность управления силовыми структурами и искоренить коррупцию в них.

Назад в будущее: ФСБ вернут функции советского КГБ

Предполагается, что на базе ФСБ будет создано Министерство государственной безопасности (МГБ), в которое войдут Служба внешней разведки (СВР) и большинство подразделений Федеральной службы охраны (ФСО). Причем сама ФСО станет Службой безопасности президента – она будет отвечать за охрану, спецсвязь и транспортное обслуживание высших должностных лиц. Сотрудников МГБ, в свою очередь, уполномочат осуществлять процессуальный надзор над уголовными делами, которые будут возбуждать по их материалам СКР и МВД. А следственное управление министерства получит статус главка и сможет принимать в свое производство наиболее резонансные и имеющие государственное значение дела. Кроме того, МГБ займется обеспечением собственной безопасности во всех правоохранительных и силовых структурах.

В пресс-службе ФСБ, равно как и ФСО, от оперативных комментариев о возможной реформе отказались. Вместе с тем Андрей Гривцов, партнер АБ "Забейда, Касаткин, Саушкин и партнеры", считает, что такое решение может быть принято, поскольку в последнее время власти склонны к укрупнению и расширению полномочий силовых ведомств. "Достаточно вспомнить создание СКР, на откуп которому отдали расследование по многим уголовным делам, одновременно урезав надзорные полномочия прокуратуры, – поясняет адвокат. – Но меня смущают слова о том, что данная структура будет осуществлять некий процессуальный контроль за расследованием уголовных дел. Каким образом оперативники могут контролировать ход расследования, если они в этом не разбираются и ранее не имели к этому никакого отношения, непонятно". По мнению Гривцова, гораздо более взвешенным шагом стало бы усиление функций прокуратуры в части возвращения утраченных надзорных полномочий, а также создание действительно независимой судебной системы.

Перераспределение полномочий в области расследования преступлений вызывает некоторое недоумение и у Алексея Каширского, адвоката МКА "Защита". "По сути предлагается, чтобы орган, осуществляющий оперативно-разыскную деятельность, надзирал за органами предварительного расследования и осуществлял процессуальный контроль, полностью лишив их самостоятельности. Такого прежде точно не было, по крайней мере, официально, – отмечает Каширский. – Фактически же органы безопасности давно контролируют и правоохранительную и судебную системы". 

Адвокаты: "суперведомство" в духе политики гигантизма властей

Планы по созданию "суперведомства", в руках которого будут сосредоточены чрезвычайные силовые полномочия, не могут восприниматься без опасений теми, кто в той или иной степени занимается защитой прав граждан, говорит адвокат Алексей Михальчик. "Возникает вполне закономерный вопрос "Кто будет сторожить самих сторожей?", – продолжает он. – Не станет ли новая структура вещью в себе и не будут ли ее новые сотрудники использовать свои властные полномочия в собственных интересах?" С другой стороны, неэффективность действующих механизмов все более очевидна, и скандалы последних месяцев это лишь доказывают, добавляет Михальчик. В свое время большие надежды возлагались на суд как орган контроля за действиями силовиков, но они не оправдались. Судебная система оказалась не готова к обрушившемуся на нее потоку жалоб, и в итоге мы получили исключительно формальный институт, который не просто не повлиял на ситуацию, а окончательно запустил ее, сделав органы предварительного расследования фактически бесконтрольными, что самым ярким образом проявилось на примере СКР, считает адвокат.

"Россия идет по пути укрупнения административных органов, централизации регулирующих, контрольных и надзорных функций, создаются "мегаорганы", – говорит адвокат Александр Карабанов. – Тут и мегарегулятор в лице Центробанка, и обновленное МВД. Некоторое время назад активно обсуждали концепцию слияния нескольких надзорных органов". Это последовательная политика, отмечает эксперт, и силовые ведомства идют по аналогичному пути. "В контексте постоянно нарастающего напряжения в изначально конфликтном сосуществовании СКР и Генпрокуратуры реформа однозначно нужна. Что же касается укрупнения и усиления ФСБ за счет создания МГБ, это также необходимо. Службе безопасности нужны контролирующие функции, а также роль органа собственной безопасности, внимательно следящего за остальными силовиками", – резюмирует Карабанов. В Федеральной палате адвокатов на запрос "Право.ru" ответили, что комментарий по этой теме пока предоставить не могут.

СКР как структура Генпрокуратуры: сторонники и противники

Кроме того, в ходе реформы Следственный комитет снова может стать структурой при Генрокуратуре, из которой он был выделен в 2011 году. Соответственно будет понижен и статус его главных управлений. У этой инициативы уже нашлись как сторонники, так и противники. К примеру, юрист "Хренов и партнеры" Роман Беланов относится к числу последних. "Обе структуры работают и выполняют свои функции, – подчеркивает он. – Вместе с тем мы не раз видели случаи, при которых функции обоих ведомств несколько дублируются, что негативно сказывается на результатах работы. И вот над избежанием дубляжа я бы задумался".

Алексей Каширский из МКА "Защита", напротив, приветствует инициативу по переводу СКР в структуру Генпрокуратуры. При этом, по его мнению, было бы логично объединить в составе Следственного комитета следователей из всех ведомств, в том числе и ФСБ, а полномочиями процессуального контроля за следствием наделить не вновь создаваемое МГБ, а прокурора. "Именно возвращение этих полномочий прокуратуре, возможно, уменьшит фактически неограниченную власть органов государственной безопасности", – предполагает адвокат. "Непростой вопрос с подчинением Следственного комитета Генеральной прокуратуре, должно быть, будут решать постепенно – все же не так давно их так же непросто разделяли", – добавляет адвокат Константин Трапаидзе.

Громкие отставки на пороге реформы

Изменения затронут и Министерство по чрезвычайным ситуациям. Функции МЧС предлагается разделить между Министерством обороны и Министерством внутренних дел. Так, в Минобороны могут войти войска гражданской обороны, а также спасательные, пожарные и другие службы МЧС, а в МВД – Госпожнадзор. Реформирование силовых и правоохранительных ведомств должно завершится к президентским выборам 2018 года. Однако для этого необходимо подготовить ряд законопроектов и принять их новым парламентом. Кроме того, нужно изыскать средства для проведения структурных перестановок. Ведь по самым минимальным подсчетам только на выплаты компенсаций сотрудникам реформируемых ведомств, которые не захотят служить в новых структурах, потребуются десятки миллиардов рублей.

Кроме того, в связи с проведением реформы неизбежны громкие назначения, которым будут предшествовать отставки. В начале сентября в СМИ появились сообщения о планирующейся отставке главы МЧС Владимира Пучкова. Однако вскоре пресс-секретарь президента Дмитрий Песков называл эти сообщения "слухами". На прошлой же неделе источники РБК, близкие к руководству ФСБ, центральному аппарату СКР и администрации президента, сообщили о скором увольнении главы Следственного комитета Александра Бастрыкина. На вопрос, возможны ли какие-либо кадровые перестановки в СКР после думской кампании, Песков заявил, что ничего не знает об этом.

Автор: Елена Китова

Источник: ПРАВО. RU

вверх