назад
25 июля 2017 12:16 / Москва

Взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

С момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве") положения, регулирующие принудительное взыскание уголовного штрафа, вызывали обоснованные вопросы в правоприменительной практике судебных приставов. Во многом это было связано с отсутствием в ст. 72 Федерального закона "Об исполнительном производстве" порядка исполнения уголовного штрафа, назначенного судом в качестве основного наказания. Эти вопросы были регламентированы уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.

Штраф является наиболее мягким видом уголовного наказания. В качестве основного наказания штраф назначается, как правило, за преступления небольшой и средней тяжести, однако в некоторых случаях в виде такового он может назначаться и за тяжкие преступления (ч. 3 ст. 158, ч. 3 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации <1> и т.д.).

--------------------------------

<1> Далее - УК РФ.

В качестве дополнительного наказания штраф может назначаться как в качестве альтернативного наказания (ч. 3 ст. 141, ч. 2 ст. 161 УК РФ), так и в качестве обязательного дополнительного наказания (ч. 2 ст. 162, ч. 2 ст. 175 УК РФ и т.д.).

И в том и в другом случае его исполнение производится судебным приставом-исполнителем по месту жительства (работы) осужденного (ч. 1 ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации <2>).

--------------------------------

<2> Далее - УИК РФ.

С учетом изменений и дополнений, внесенных в УК РФ Федеральным законом от 08.12.2003 N 162-ФЗ, штраф назначается в твердой денежной сумме в размере от 2500 руб. до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Наказание в виде штрафа должно быть таким, чтобы была возможность его реально исполнить, иначе смысл уголовного наказания в виде штрафа потеряет свое значение. В связи с этим законом расширены основания, которые должны быть выяснены судом и учтены при назначении штрафа. Размер штрафа, как указано в ч. 3 ст. 46 УК РФ, определяется с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода.

С учетом вышеизложенных оснований суду предоставлено право назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями в срок до трех лет. Исходя из смысла закона, такая рассрочка может быть предоставлена осужденному как при постановлении приговора, так и в порядке исполнения указанного наказания.

Поскольку порядок выплаты штрафа с рассрочкой в стадии исполнения наказания устанавливается судом по ходатайству осужденного и заключению судебного пристава-исполнителя (ч. 2 ст. 31 УИК РФ), представляется, что сроки выплаты могут быть установлены не обязательно с ежемесячной выплатой частей неуплаченного штрафа, а, например, не позднее последнего дня месяца, которым заканчивается квартал, или не позднее последнего дня марта, июня, августа и декабря текущего года и т.д. Важно, чтобы уплата штрафа при его рассрочке не продолжалась более установленных законодательством трех лет.

Не исключено, что осужденный выплатит штраф ранее установленного судом срока. В этом случае судебный пристав-исполнитель в связи с фактическим исполнением исполнительного документа должен вынести постановление о его окончании. Для осужденного этот документ является важным, поскольку с момента исполнения наказания, не связанного с лишением свободы, начинает исчисляться годичный срок для погашения судимости (п. "б" ч. 3 ст. 86 УК РФ).

Порядок исполнения наказания в виде штрафа определен ст. 103 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) и ст. 31, 32 УИК РФ.

В ст. 103 Закона законодатель попытался детально регламентировать процедуру взыскания штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления.

Пункт 1 ст. 103 Закона ограничивает нормативное регулирование порядка взыскания штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, положениями Закона.

Пункт 2 ст. 103 Закона устанавливает специальные сроки предъявления исполнительного листа о взыскании штрафа за преступление для принудительного исполнения:

1) в течение двух лет при осуждении за преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет;

2) в течение шести лет при осуждении за неосторожное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет;

3) в течение шести лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более двух лет, но не более пяти лет;

4) в течение десяти лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет, но не более десяти лет;

5) в течение пятнадцати лет при осуждении за умышленное преступление, за совершение которого УК РФ предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок более десяти лет или более строгое наказание.

Таким образом, законодатель при установлении сроков предъявления исполнительного листа о взыскании штрафа за преступление для принудительного исполнения учел характер и степень общественной опасности деяния, за совершение которого было назначено уголовное наказание в виде штрафа, увеличив срок предъявления исполнительного листа в зависимости от тяжести совершенного преступления (ст. 15 УК РФ).

При этом в соответствии с ч. 4 ст. 390 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) суд первой инстанции должен обратить приговор к исполнению в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

Момент вступления приговора в законную силу связан с истечением установленного ст. 356 УПК РФ срока на апелляционное или кассационное обжалование приговора либо (при его обжаловании) с принятием решения по делу вышестоящим судом.

Когда по делу осуждены несколько лиц, а апелляционная или кассационная жалоба или представление поданы в отношении отдельных осужденных, приговор в отношении всех осужденных по этому делу, если он не отменяется вышестоящим судом, вступает в законную силу по рассмотрении дела апелляционной или кассационной инстанцией.

При частичной отмене приговора апелляционной, кассационной инстанцией приговор вступает в законную силу только в той части, которая оставлена без изменения. Измененный вышестоящим судом приговор вступает в законную силу с соответствующими изменениями.

В п. 3 ст. 103 Закона законодатель учел проблемы, возникающие в правоприменительной практике при направлении исполнительного документа о взыскании уголовного штрафа. В связи с тем что действовавшее до вступления в законную силу Закона законодательство не требовало от суда направления судебному приставу-исполнителю копии приговора, судебный пристав-исполнитель по исполнительному листу не всегда мог определить, является уголовный штраф основным или дополнительным наказанием. Так, п. 9.2.16 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36, устанавливает, что при назначении штрафа в качестве основного наказания либо дополнительного наказания к мерам, не связанным с лишением свободы, исполнительный документ направляется соответствующему подразделению судебных приставов по месту работы осужденного (если размер штрафа не превышает установленного законом размера удержания из заработной платы).

При назначении штрафа в качестве дополнительного наказания к лишению свободы исполнительный документ направляется в подразделение судебных приставов по месту известного нахождения имущества, по месту жительства либо по месту отбывания наказания.

Пункт 3 ст. 103 Закона закрепляет необходимость направления в подразделение судебных приставов вместе с исполнительным листом о взыскании штрафа за преступление копии приговора, на основании которого оформлен исполнительный лист, и распоряжения об исполнении приговора.

При этом Закон устанавливает специальные, более короткие, чем установлено п. 7, 8 ст. 30 Закона, сроки:

1) передачи указанных документов судебному приставу-исполнителю - они должны быть переданы в день их поступления в подразделение судебных приставов;

2) вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства или об отказе в его возбуждении - не позднее трех дней со дня поступления исполнительного листа в подразделение судебных приставов.

Учитывая то, что уголовное наказание назначается только за совершение общественно опасного деяния и носит публичный характер, законодатель закрепил обязанность старшего судебного пристава утверждать постановление судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Такое постановление направляется в суд, выдавший исполнительный документ, в день его вынесения.

Кроме постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства старший судебный пристав утверждает заключение судебного пристава-исполнителя об исполнении штрафа за преступление, которое пристав-исполнитель обязан дать по заявлению должника или по требованию суда.

Пункт 5 ст. 103 Закона дублирует положения ч. 1 ст. 31 УИК РФ, которая устанавливает, что для добровольного исполнения требования об уплате штрафа за преступление (первой части штрафа, если судом принято решение о рассрочке его уплаты) устанавливается тридцать календарных дней со дня вступления приговора в законную силу.

Если исполнительное производство возбуждается через двадцать пять и более календарных дней после вступления приговора в законную силу, то судебный пристав-исполнитель обязан установить максимальный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленного п. 12 ст. 30 Закона, - пять календарных дней. При этом данный срок начинает течь не со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, а со дня возбуждения исполнительного производства.

Если судом принято решение о предоставлении рассрочки уплаты штрафа за преступление, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает сроки уплаты частей штрафа за преступление и размеры этих частей.

Если штраф за преступление назначен в качестве основного наказания, то судебный пристав-исполнитель обязан предупредить (уведомить) должника о том, что неуплата штрафа (части штрафа, если его выплата назначена частями) в установленный срок в соответствии с ч. 1 ст. 32 УИК РФ является злостным уклонением от уплаты штрафа и влечет замену штрафа другим видом наказания.

Следует учитывать, что Закон устанавливает единственный возможный порядок вручения постановления о возбуждении исполнительного производства о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления. Оно должно быть вручено должнику лично не позднее дня, следующего за днем его вынесения. При этом должник может быть вызван в подразделение судебных приставов для вручения ему постановления. Конечно, это вызовет трудности в правоприменительной практике, связанные с соблюдением порядка и сроков вручения указанного постановления.

В соответствии с п. 9 ст. 103 Закона и ч. 2 ст. 32 УИК РФ по истечении десяти календарных дней со дня окончания срока добровольной уплаты штрафа (части штрафа), назначенного в качестве основного наказания, при отсутствии у судебного пристава-исполнителя сведений об уплате должником соответствующих денежных сумм, он должен направить в суд, вынесший приговор, представление о замене судом штрафа другим видом наказания в порядке, установленном ч. 5 ст. 46 УК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 32 УИК РФ злостно уклоняющийся от отбывания наказания осужденный, местонахождение которого неизвестно, объявляется в розыск и может быть задержан на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Пункт 10 ст. 103 Закона предусматривает обстоятельства, при наличии которых судебный пристав-исполнитель обязан принимать меры принудительного исполнения штрафа, назначенного в качестве наказания за преступление, установленные законодательством об исполнительном производстве.

К таким обстоятельствами относятся следующие:

1) штраф за преступление, назначенный в качестве основного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения, и суд отказал в замене штрафа другим видом наказания;

2) штраф за преступление, назначенный в качестве дополнительного наказания, не уплачен должником в срок для добровольного исполнения;

3) штраф за преступление, совершенное несовершеннолетним, не уплачен лицом, на которое судом возложена обязанность его уплаты, в срок для добровольного исполнения.

Новеллой Закона является установление полномочий судебного пристава-исполнителя приостанавливать исполнительное производство. Общие правила обязательного и факультативного приостановления судебным приставом-исполнителем исполнительного производства регламентируются ст. 40 Закона. Пункт 11 ст. 103 Закона предусматривает три дополнительных основания обязательного приостановления исполнительного производства:

1) направление судебным приставом-исполнителем представления в суд о замене штрафа другим видом наказания;

2) обращение должника в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке выплаты штрафа;

3) нахождение должника в длительной служебной командировке.

Кроме этого, судебный пристав-исполнитель обязан, а не имеет права приостановить исполнительное производство при нахождении должника на лечении в стационарном лечебном учреждении и при просьбе должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Следует положительно отметить решение законодателем вопроса о взыскании исполнительского сбора по исполнительным производствам данной категории. Так, в соответствии с п. 13 ст. 103 Закона одновременно с возобновлением исполнительного производства в случае принятия судом решения об отказе в замене штрафа другим видом наказания судебный пристав-исполнитель взыскивает с должника исполнительский сбор, за исключением случая, когда суд, отказывая в замене штрафа другим видом наказания, признал причины неуплаты штрафа в срок уважительными.

В качестве одной из особенностей исполнения требований исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, необходимо выделить установление законодателем в п. 14 ст. 103 Закона случая прекращения исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление: отмена приговора в части назначения штрафа. Формулировка ст. 103 Закона в этой части, а также сама сущность производимого взыскания позволяют сделать вывод о невозможности прекращения исполнительных производств по другим основаниям, предусмотренным ст. 43 Закона.

Пунктом 15 ст. 103 Закона установлен исчерпывающий перечень оснований окончания исполнительного производства о взыскании штрафа за преступление, который значительно уступает перечню ст. 47 Закона, что, безусловно, связано с особой значимостью данной категории исполнительных производств для интересов Российской Федерации.

К таким основаниям относятся:

1) выплата штрафа в полном объеме;

2) замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии или помилования;

3) передача исполнительного документа в другое подразделение судебных приставов (при исполнении в общем порядке);

4) смерть должника-осужденного или объявление его умершим.

В завершение необходимо отметить, что такая подробная регламентация порядка исполнения исполнительных документов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за преступление, должна оказать положительное влияние на эффективность исполнения данного вида исполнительных документов.

 

Автор: Плешков В.А.

вверх