назад
17 сентября 2016 16:23 / Москва

Цели, задачи и значимость криминологического исследования нетрадиционных религиозных объединений антисоциальной направленности

Цели, задачи и значимость криминологического исследования нетрадиционных религиозных объединений антисоциальной направленности

Надараиа З.Г.

В статье подчеркнута важность криминологических исследований нетрадиционных религиозных объединений антисоциальной направленности, особенно в современном мире, пропитанном разного рода ультрарелигиозными течениями. Показана исходящая от них опасность для общества с учетом последних достижений в сфере высоких технологий.

Ключевые слова: нетрадиционные религиозные объединения, антисоциальное влияние на общество, межконфессиональное состояние, ультрарелигиозные взгляды, атипические религиозные объединения.

The article stresses the importance of criminological researches of non-traditional religious associations of anti-social direction, especially in contemporary world full of various ultra-religious sects; shows their danger for society taking into consideration the latest achievements in the sphere of high technologies.

Key words: non-traditional religious associations, anti-social influence of society, inter-confessional state, ultra-religious views, atypical religious associations.

Теоретической целью исследования нетрадиционных религиозных объединений антисоциальной направленности с учетом их отрицательного влияния на общество должен быть анализ развития проблем свободы совести в исторической ретроспективе и определение ее реальной роли с позиции правового и социального регулирования в современных условиях. Прикладной целью - определение рациональной законодательной политики в области государственно-религиозных отношений для минимизации антисоциального воздействия на общество со стороны указанных объединений и разработка общесоциальных и специально-криминологических механизмов ее обеспечения.

Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:

- определить понятие самой религии, отсутствующее в законодательных актах, желательно как с точки зрения теологии, так и с точки зрения светской науки;

- выявить отличительные признаки и разработать специальные критерии для разграничения социально полезных, социально нейтральных и социально опасных (антисоциальных) религиозных объединений;

- разработать универсальное понятие на основании общих признаков, антисоциальной религии;

- изучить и проанализировать:

а) содержание их деятельности в России и мире;

б) вопросы правового регулирования свободы совести и вероисповедания, как на уровне международных организаций, так и на внутригосударственном. При этом желательно на примере стран, ранее входивших в состав СССР, примерно с одинаковым составом населения по религиозным предпочтениям;

в) вопросы уголовно-правовой характеристики организации религиозного объединения, посягающего на личность и права граждан с учетом исторического развития данного вопроса;

г) вопросы межрелигиозного и межконфессионального состояния в современной России;

д) причины и условия, детерминирующие антисоциальное поведение (в том числе совершение преступлений) последователей исследуемых объединений;

- дать:

а) криминологический анализ личности правонарушителя, определить его типологические характеристики;

б) виктимологический анализ жертв от деятельности антисоциальных религиозных объединений;

- определить основные направления профилактического воздействия на детерминанты данного рода правонарушений и разработать систему воздействия на нее;

- внести предложения как по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере (в том числе уголовное), так и по созданию международного механизма воздействия на данный вид правонарушений.

Объектом исследования в данном случае выступает криминологическая профилактика в сфере охраны свободы совести в России и мире. Предметом исследования является развитие института свободы совести в историческом аспекте, проблема антисоциальных религиозных объединений, разработка криминологических мер по охране свободы совести в современных условиях.

Методологию и методику исследования должен составить диалектический метод познания, теологическая, религиоведческая, философская, социологическая, психологическая, уголовно-правовая и криминологическая литература. В работе необходимо использовать исторические и сравнительно-правовые подходы, общенаучные методы индукции и дедукции, аналогии, конкретно-социологические методики анкетирования, интервьюирования, включенного наблюдения, анализа. Основой исследования должен быть научный, диалектический метод познания.

Теоретическую часть исследования необходимо основать на трудах российских и иностранных ученых по теологии, религиоведению, философии, социологии, психологии, уголовному праву, криминологии и др.

Положения и выводы основаны на нормах международного права, Конституции Российской Федерации, законодательстве о свободе совести и вероисповедания, уголовном законодательстве Российской Федерации, определении Конституционного Суда РФ, а также иных нормативно-правовых актах, архивных материалах и результатах собственного исследования автора.

Эмпирической базой могут послужить:

- статистические данные о национально-конфессиональном составе Российской Федерации на основании Всероссийской переписи населения 2002 г., данные различных социологических центров;

- результаты анкетирования населения, желательно в нескольких странах;

- результаты анкетирования в качестве специалистов сотрудников правоохранительных органов Российской Федерации;

- результаты анкетирования в качестве экспертов служителей традиционных религий России и сотрудников Главного управления Федеральной регистрационной службы Минюста РФ.

Достоверность результатов исследования можно проверить его методологией и методикой, а также репрезентативностью эмпирического материала, на котором будут базироваться научные положения, выводы и предложения.

Работа должна быть одним из немногих монографических исследований по криминологической характеристике и предупреждению правонарушений, совершаемых нетрадиционными религиозными объединениями антисоциальной направленности. Необходим комплексный криминологический, уголовно-правовой и социокультурный анализ содержания и развития института свободы совести и вероисповедания с учетом исторического опыта развития данного вопроса. Кроме того, крайне желательно сформулировать конкретные предложения для обеспечения религиозной безопасности, как в России, так и в остальном мире, учитывая характер современной ситуации, осложненной ультрарелигиозными взглядами во всем мире.

Основными выводами исследования могут быть:

1. Религия является добровольным объединением людей с целью донесения Божественной Истины до каждого человека.

Религия - это выражение духовной и социальной психологии народов (народа), проявляющееся через веру людей в Бога и имеющее ритуальную регламентированность, т.е. без веры в Бога нет и традиционной религии, нет выражения той духовной и социальной психологии народов, которая характерна только для них и которая накапливалась в людях тысячелетиями.

2. Цели и задачи традиционных религий и государства в целом совпадают в противостоянии злу, и религия рассматривает государство в том числе и как институт сдерживания зла на Земле.

3. Отдельные религиозные объединения, действующие в чужой культурной среде и исповедующие религиозные убеждения на основании классических религиозных учений в своей интерпретации, не представляют никакой общественной опасности, в том числе и при отправлении своих культовых обрядов, и при обучении своих последователей. Их нетрадиционное понимание классических религиозных учений представляет собой вопрос морали, а не права.

4. Социально опасная религиозная организация - это организация, в которой обращаются к традиционным религиозно-философским учениям или практикуют оккультизм для достижения антисоциальных целей, используя нелегитимные способы воздействия на своих последователей и на все население в целом.

5. Правонарушения, совершаемые последователями различных религиозных объединений, не ограничиваются только культовым (религиозным) мотивом, а охватывают весь спектр гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых нарушений и этим создают сложнейшую криминогенную ситуацию, обостренную религиозной тематикой в разной степени.

6. Внушительное количество религиозных объединений в РФ не показывает наличия такого же количества религиозных учений, т.е. религий, а прежде всего связано с увеличением числа (расширением) организаций (групп) традиционных религий России. Это означает, что с учетом всех конфессиональных и внутрирелигиозных разногласий в РФ насчитывается всего шесть религиозных направлений.

7. При этом надо подчеркнуть, что действительно в последние 20 - 25 лет появившиеся нетрадиционные религиозные объединения часто имеют явно выраженную антисоциальную направленность, и их научное исследование будет способствовать улучшению общего климата взаимоотношений народов России.

8. Проблему детерминации такого явления, на наш взгляд, необходимо разделить на две группы. К первой группе можно отнести саму причину возникновения как желание лица или нескольких лиц создать подобную организацию с последующим воплощением их желания в жизнь. Ко второй группе - комплекс причин пополнения этих организаций другими лицами, т.е. последователями (в основном социально-экономические факторы).

9. Личность преступника можно рассмотреть как личность, нарушившую общечеловеческий идеал справедливости (моральный и правовой идеал) в уголовно наказуемой мере в случае наличия необходимых для этого признаков.

10. Жертв от деятельности антисоциальных религиозных объединений желательно разделить на три группы:

а) активные жертвы - последователи (приверженцы) этих объединений;

б) пассивные жертвы - близкие люди (родственники) последователей;

в) нейтральные жертвы - общество в целом, т.е. неограниченный круг лиц, независимо от возраста, пола, расы, отношения к религии, социального положения и т.д.

11. Действующие нормы свободы совести и вероисповедания в России требуют совершенствования совместно с международным сообществом.

12. Наиболее эффективный путь совершенствования российского законодательства по охране свободы совести и вероисповедания состоит во внесении коррективов в действующие нормы в данной области (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях"), в том числе и уголовно-правовое, путем заполнения того правового вакуума, где наиболее остро ощущается дефицит регулирования, центральным звеном которого будет являться противодействие деятельности антисоциальных религиозных объединений.

Теоретическая значимость подобного исследования заключается в возможности и целесообразности использования его результатов для дальнейшего изучения проблем этноконфессиональной политики и духовной (религиозной) безопасности России и мира, внесения коррективов в действующее законодательство, научно-исследовательской работы по соответствующим направлениям, совершенствования отдельных сторон деятельности государственных, в том числе и правоохранительных, органов.

Практическая значимость исследования определяется совокупностью выводов прикладного характера с точки зрения их использования в деятельности работы внутренних дел, прокуратуры, юстиции и государственной безопасности по выявлению религиозных объединений, представляющих общественную опасность, предупреждению совершения их последователями преступлений и иных правонарушений. Материалы работы могут быть использованы в преподавании курсов криминологии, уголовного права и религиоведения.

 

вверх