назад
10 августа 2016 23:41 / Москва

Социальное страхование: понятие и проблемы

Социальное страхование: понятие и проблемы

Остаркова Ю.С.
В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности и т.п.

Наиболее полное определение понятия "социальное страхование", на наш взгляд, дается в Законе от 16 июля 1999 г. "Об основах обязательного социального страхования". В ст. 1 Закона предусмотрено: "Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию".

Правовую базу обязательного социального страхования составляют: Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"; Закон РФ от 28 июня 1991 г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"; Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"; федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского и социального страхования).

Однако налицо незавершенность формирования и несовершенство правовой базы социального страхования: до сего времени не приняты федеральные законы "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности", "О Фонде социального страхования Российской Федерации", "Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации"; законодательно не утверждены порядок, процедуры и источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части трудовых пенсий; сохраняются серьезные противоречия в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ в части, касающейся ЕСН, который трактуется прежде всего с налоговых, а не со страховых позиций.

Существенные недостатки в правовом регулировании российской системы обязательного социального страхования проявляются и в других отношениях, в том числе в параметрических характеристиках страховых платежей и в модели их распределения по видам страхования. Такие платежи - общепризнанные мировым сообществом категории, представляющие собой: для работников - часть резервируемой во времени заработной платы, которая выплачивается им в случае наступления социальных рисков (старости, болезни, инвалидности, безработицы и т.д.); для работодателей - часть издержек на рабочую силу в структуре себестоимости продукции (услуг); для общества - часть необходимого продукта; для государства - публичные обязательства и внутренние долги. В России платежи работодателей, начисляемые к объему заработной платы наемного персонала в форме ЕСН, их страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и служат конкретными финансовыми источниками государственных социальных фондов.

По мнению многих экспертов, ученых и политиков, в своем нынешнем виде система обязательного страхования в России не отвечает тем задачам, которые она в принципе призвана решать. Снижение уровня социальной защиты застрахованных, происходящее в настоящее время, не только текущая проблема, но, к сожалению, и долгосрочная тенденция. В связи с этим требуется не только принять отдельные меры по совершенствованию механизмов социального страхования, но и провести серьезные институциональные изменения.



 

вверх