назад
29 июля 2016 21:37 / Москва

Развитие военного права в условиях глобализации военных угроз

Развитие военного права в условиях глобализации военных угроз

 

Обеспечение военной безопасности России предполагает учет основных факторов, влияющих на ее положение в современном мире: негативные и позитивные аспекты процесса глобализации, доминирование США и ведущих западных стран в мире, сохранение основных источников противоречий между государствами и народами: территориальных, экономических, социально-политических.

Основными угрозами военной безопасности России являются: политика зарубежных стран, направленная на лишение России независимости, вмешательство в ее внутренние дела, ущемление ее экономических и иных национальных интересов; возможность применения ядерного вооружения против России, распространение ядерного оружия и других видов оружия массового поражения; продолжающаяся конкуренция в качественном совершенствовании вооружений, стремление к военно-техническому превосходству, наличие мощных вооруженных группировок, нарушающих баланс сил, создание очагов конфликтов, угрожающих России.

В американском докладе о состоянии обороны констатируется: "Как глобальная держава, Соединенные Штаты имеют важные геополитические интересы во всем мире". Возможная сетевая война, инициируемая США, является глобальной и может осуществляться в любой части мира по их усмотрению. Перечень поводов для ведения войн существенно расширен.

Инициируемые и направляемые конфликты связываются с так называемыми ситуациями ограниченного масштаба, к которым США относят гуманитарные интервенции, операции по поддержанию мира, по принуждению к миру, по разделению противоборствующих сторон, по предоставлению гуманитарной помощи, по контролю за зонами запрета для полетов и др.

Выступая в Сенате в марте 2002 г., директор разведывательного управления Министерства обороны США Томас Вильсон сказал, что войны будут вестись за глобализацию, которая приравнивается к американизации.

Главным для мирового сообщества провозглашается восприятие американских ценностей, угроза американским представлениям о новом мировом порядке становится достаточным поводом для войны. Бывший руководитель Центрального разведывательного управления США Дж.Вулси называет современное состояние четвертой мировой войной за новый мировой порядок. Высказывается утверждение, что две мировые войны, а также третью - "холодную войну" - выиграли американцы, всякий раз делая мир лучше*.

Этапом этой четвертой мировой войны является война с Ираком, обнажившая ряд истин: в современных условиях только обладание ядерным оружием дает гарантии неприкосновенности; у множества людей большинства стран мира формируется представление о том, что Америку следует бояться; администрация Президента США Буша открыто игнорирует суверенитет государства и гражданство как высшую ценность международных отношений.

В этих условиях международному сообществу надо следовать логике международного права. Только ООН может разрешать или запрещать войну как чрезвычайный инструмент особой важности в интересах глобальной безопасности. Все государства планеты должны этой логике подчиняться.

Для успешного решения оборонных задач в новых условиях России необходимы современные Вооруженные Силы, совершенствование всей военной организации страны с учетом характера будущих войн.

Военная безопасность представляет собой состояние вооруженных сил и их составных частей, позволяющих гибко и своевременно реагировать на внешние угрозы военного характера и пресекать их, поддерживать определенный баланс сил и место страны на международной арене, а также предполагает наличие оптимальной структуры, количественных и качественных характеристик системы обороны и безопасности.

Такой подход предопределяет возрастание роли военного права, как регулятора отношений в области обороны, военного строительства, военной службы, и обусловливает потребность научной разработки правовых основ деятельности по обеспечению военной безопасности России.

Актуализируются задачи научного исследования проблем международного гуманитарного права, права вооруженных конфликтов, международного военно-технического сотрудничества, обеспечения региональной безопасности государств-участников Содружества Независимых Государств.

Весьма значимыми представляются проблемы правового обеспечения военного сотрудничества союзных государств - Беларуси и России. В настоящее время Союзное государство находится в стадии становления, формирования системы обеспечения его безопасности и унификации законодательств государств-участников в этой сфере.

Завершена разработка Комплекса основных мероприятий по реализации Концепции безопасности Союзного государства. Советом Министров Союзного государства утверждена программа "Борьба с преступностью на территории государств-участников Союзного государства на период 2003-2005 годов", утверждена союзная программа "Обустройство внешних границ Союзного государства на период 2003-2005 годов".

В области обеспечения обороноспособности и безопасности действует ряд национальных концепций и доктрин. Важными задачами являются научная разработка их правового оформления и унификация законодательства. Приказом Министра юстиции Республики Беларусь и Министра юстиции Российской Федерации от 18 мая 2002 г. образована Объединенная коллегия министерств юстиции государств-участников Союзного государства. На ее заседании было принято решение о подготовке предложений, направленных на обеспечение теоретических и практических исследований проблем формирования правовой системы Союзного государства.

В современных условиях возрастает необходимость научного исследования правовой работы для разработки ее научно-методических основ, обоснования криминологической концепции правовой работы и ее места в системе науки криминологии.

Исследование криминологических аспектов правовой работы органов военного управления и юридической службы основывается на признании специфических особенностей криминогенных факторов преступности, ее причин и условий, личности правонарушителей в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях.

Специфический характер имеет и правовая работа органов военного управления и юридической службы, что обусловливает необходимость ее изучения в целях обоснования рекомендаций по ее рациональной организации.

Обоснование криминологической концепции правовой работы органов военного управления и юридической службы как специального направления криминологической науки - военной криминологии позволяет установить возможности соответствующего криминологического содержания и механизма их деятельности по предупреждению правонарушений.

Рассмотрение правовой работы как вида криминологической деятельности органов военного управления, ее сущности, содержания и актуальных проблем, позволяет сделать вывод о возрастании ее роли в защите прав, укреплении дисциплины, предупреждении правонарушений военнослужащих и обусловливает значимость исследования научно-методических основ криминологических аспектов правовой работы.

 

О.В. Дамаскин,

доктор юридических наук,

заслуженный юрист Российской Федерации,

ведущий научный сотрудник НИИ проблем укрепления законности

и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ

 

 



метки: Тег 2, Тег 4
вверх