назад
10 января 2017 19:03 / Москва

Противодействие легализации (отмыванию) денежных средств кредитными организациями

jur24pro.ru

Банковская система России является центральным звеном финансовой системы, частью денежно-кредитной системы государства, поскольку именно в банках аккумулируются денежные средства, обеспечивается денежное обращение, осуществляются с их помощью расчеты между юридическими лицами, накопление денежных средств физическими лицами в форме вкладов. Основная цель деятельности банков - получение прибыли. Все указанные положения обусловливают особое значение осуществления контроля и надзора за деятельностью банков и создания условий избегания злоупотребления банками при осуществлении расчетов.

Отмывание денег, т.е. перевод денежных средств, полученных преступным путем, в легальные активы для сокрытия незаконного происхождения, возможно именно посредством проведения операций через институты денежно-кредитной системы. Как правило, денежные средства, полученные преступным путем, размещаются в финансовых институтах с последующим проведением финансовых операций, т.е. происходит сокрытие источника происхождения доходов. Физические и юридические лица злоупотребляют банковскими услугами либо целенаправленно создают кредитные организации для этих целей.

Задачей государства является предотвращение подобных злоупотреблений и пресечение злоупотребления в денежно-кредитной сфере, поскольку целенаправленная деятельность государства по борьбе с легализацией денежных средств, полученных преступным путем, создание условий для невозможности использовать банковскую систему государства, привлечение к ответственности лиц, совершивших подобные правонарушения, способны создать эффективную экономику, стабильную и эффективно функционирующую банковскую систему государства.

В борьбе с отмыванием денег государство должно принимать ряд мер.

1. Создавать условия и нормативно-правовую базу, которая будет препятствовать проведению незаконных операций кредитными организациями.

2. Проводить проверки банков органами регулирования, создавать эффективный механизм мониторинга за деятельностью банков.

3. Организовывать контроль не только со стороны регулирующих органов, но и внутри кредитных организаций.

4. Стимулировать представление информации банками и физическими лицами правоохранительным органам о правонарушениях и злоупотреблениях.

5. Осуществлять борьбу с коррупцией среди органов государственной власти.

6. Создавать такие условия налогообложения, которые будут способствовать раскрытию официальных доходов.

Рассмотрим необходимость каждой из перечисленных мер.

Создавать условия и нормативно-правовую базу, которая будет препятствовать проведению незаконных операций кредитными организациями. В настоящее время в России действует Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Положение Центрального банка РФ от 29 августа 2008 г. N 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", ратифицирован ряд международных нормативно-правовых актов. Государству следует более активно взаимодействовать с международным сообществом и приводить внутреннее законодательство в указанной сфере в соответствие с международным законодательством. Важным является стимулирование раскрытия банками информации о клиентах, которые вызывают подозрения у банков в силу непредставления запрашиваемой информации для идентификации клиентов, совершающих операции с крупным размером наличных денежных средств. При этом государство должно с помощью правового регулирования установить такой порядок раскрытия информации соответствующим правоохранительным органам, чтобы кредитная организация могла соблюдать банковскую тайну и не создавать риск для злоупотребления правом на раскрытие информации с целью получения сведений о добросовестных клиентах и использования такой информации в преступных целях.

Проводить проверки банков органами регулирования, создавать эффективный механизм мониторинга за деятельностью банков. Важную роль при осуществлении надзора за деятельностью банков выполняет Центральный банк РФ, на который возложена функция организации эффективного функционирования банковской системы как органа банковского регулирования и осуществление контроля за деятельностью кредитных организаций как органа банковского надзора. Именно Центральный банк осуществляет предварительный контроль и препятствует созданию недобросовестных кредитных учреждений, поскольку ЦБ принимает решение о регистрации юридического лица в качестве кредитной организации и выдает лицензию на осуществление определенных банковских операций. Сотрудники Банка России должны добросовестно проверять учредителей кредитной организации, проверять источник происхождения доходов, вносимых в качестве вклада в уставный капитал, осуществлять проверку лиц, входящих в органы управления кредитными организациями. Банк России осуществляет и текущий контроль за деятельностью кредитных организаций, издает нормативные акты, регулирующие деятельность кредитных организаций, требования к запрашиваемой у клиента информации в целях его идентификации, проверяет отчетность кредитных организаций, осуществляет выездные проверки их деятельности. Применяет санкции в форме отзыва лицензии на осуществление банковских операций в случае выявления злоупотребления кредитными организациями либо непроявления должной осмотрительности при идентификации клиентов.

Организовывать контроль не только со стороны регулирующих органов, но и внутри кредитных организаций. Действующее законодательство должно способствовать, точнее, обязывать банки создавать специальные службы внутри банков, которые осуществляли бы дополнительный контроль за получением достоверных сведений от клиентов, контролировали деятельность сотрудников при открытии счетов клиентам, осуществление перевода денежных средств по сомнительным сделкам, выявление сомнительных сделок, инструктирование сотрудников для определения сомнительных сделок и своевременное информирование специальных органов банка для проведения дополнительной проверки указанных клиентов. Дополнительным способом является также создание условий для объединения всего банковского сообщества с целью обмена информацией о недобросовестных клиентах, выработки единого механизма по борьбе с использованием кредитных институтов для отмывания денежных средств и его совершенствование. Примером подобного сотрудничества является совместное заявление нескольких российских банков "Банки против отмывания денег", в котором банки закрепили такие принципы своей работы, как:

- недопущение использования банка в целях отмывания денег и финансирования терроризма;

- идентификация всех клиентов банка;

- применение процедур "знай своего клиента" к каждому клиенту;

- отказ от открытия счетов на предъявителя;

- установление договорных отношений только с кредитно-финансовыми учреждениями, которые осуществляют меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма;

- отказ в установлении договорных отношений и совершения операций с участием банков, не имеющих физического присутствия по месту регистрации;

- своевременное представление информации соответствующим органам исполнительной власти об операциях и сделках, сведения о которых подлежат представлению.

Стимулировать представление информации банками и физическими лицами правоохранительным органам об операциях с денежными средствами или имуществом, которые подлежат обязательному представлению правоохранительным органам. Кредитная организация должна быть заинтересована в сотрудничестве с правоохранительными органами для раскрытия информации об операциях с денежными средствами, если сумма операции превышает 600 000 рублей, т.е. кредитная организация должна быть уверенной в том, что в случае проведения правоохранительными органами дополнительной проверки по данному клиенту и если клиент окажется добросовестным, то представленная информация не будет использована в будущем для злоупотреблений и не повлияет негативно на репутацию банка как не соблюдающего банковскую тайну. Озвученная проблема тесно переплетается с проблемой коррупции в органах государственной власти.

Государство должно осуществлять борьбу с коррупцией среди органов государственной власти. С одной стороны, сотрудникам органов власти должен обеспечиваться достойный размер заработной платы, который не будет способствовать взяточничеству, а с другой стороны, к правонарушителям будут применяться жесткие меры наказания.

Создавать такие условия налогообложения, которые будут способствовать раскрытию официальных доходов. Одной из главных проблем в наличии необходимости легализации денежных средств является прогрессирование теневой экономики, чему в последнее время способствовал финансовый кризис в государстве. Юридические лица нашли самый быстрый способ минимизации затрат, т.е. перешли в серую сферу расчетов между собой и сотрудниками с целью минимизации оплаты обязательных отчислений в бюджет. Задача государства - создать эффективную систему налогообложения, которая будет способствовать уплате налогов, поскольку это будет значительно дешевле, чем сокрытие доходов, за что, в свою очередь, будет установлена санкция.

Учитывая все изложенное выше, можно сделать вывод, что, используя комплексный подход как метод государственного принуждения, контроля со стороны регулирующих, надзорных и правоохранительных органов, так и стимулирование саморегулирования деятельности банков, государство способно добиться успехов в борьбе по заинтересованности и осуществлению банками операций по легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем.

Антропцева И.О.

вверх