назад
06 июля 2016 19:03 / Москва

Предупреждение террористических актов по законодательству Франции, Италии и Испании

Было бы неверным полагать, что, увлекшись проведением законодательных мероприятий, направленных на борьбу с готовящимися или совершаемыми террористическими преступлениями либо на сглаживание их последствий, законодатели ряда зарубежных стран не предпринимали никаких шагов в направлении их предупреждения. Борьба государства с терроризмом была бы менее эффективной, если бы законодатель в этой борьбе полагался исключительно на репрессивные методы. Не последнюю роль в ней играют методы, имеющие превентивный характер, в частности, побуждающие причастных к преступлениям лиц сотрудничать с государством в предотвращении готовящихся или в раскрытии уже совершенных преступлений.

Так, в связи с принятием в 1992 году нового Уголовного кодекса Франции круг лиц, к которым могут быть применены превентивные методы, значительно расширился. Связано это в первую очередь с тем, что сейчас субъектами уголовной ответственности, а следовательно, и превентивных мер, кроме физических лиц, французский законодатель признает и юридические лица. После резкого увеличения числа совершенных во Франции террористических актов принимается ряд законов, имеющих превентивный характер.

Одним из них является Закон от 3 сентября 1986 г. N 86-1004 "О проверке личности". По своему объему данный Закон невелик, но он вносит ряд существенных дополнений и изменений в гл.III УПК Франции "Проверка личности". Они уточняют процедуру проверки лиц, въезжающих на территорию Франции, со стороны которых может исходить угроза общественному порядку или безопасности страны, а также лиц, в отношении которых у французских властей есть основания подозревать их принадлежность к какой-либо преступной организации. С полной уверенностью можно сказать, что указанные дополнения в УПК Франции были внесены с определенной целью: содействовать более эффективной реализации подготовленных антитеррористических законов. Так, статья 4 анализируемого Закона, сокращая число абзацев ст.78-3 УПК с 12 до 8, исключает лишние формальности, допускавшиеся ранее, упрощает тем самым процедуру проверки въезжающих на территорию Франции лиц. При этом Закон увеличивает число случаев, при которых, с санкции прокурора или следственного судьи, к обычной процедуре проверки в случаях отказа от нее проверяемого или при предъявлении им неточных документов может быть добавлено снятие отпечатков пальцев или фотографирование, если это является единственным средством установления личности проверяемого. Ранее фотографирование и снятие отпечатков пальцев применялось только в рамках предварительного следствия или по судебному поручению.

Кроме того, с принятием Закона N 86-1004 стало возможным к лицам, отказывающимся от проверки, а также от фотографирования и снятия отпечатков пальцев, применять наказания в виде лишения свободы на срок от десяти дней до трех месяцев и штрафа в размере от 500 до 1500 франков. Внесение таких изменений в нормы французского УПК очевидным образом свидетельствует о желании законодателя предотвратить преступление на его начальной стадии.

Поскольку террористические акты часто совершаются иностранцами, превентивной мерой можно признать и высылку иностранцев в случае каких-либо волнений в стране, если у властей есть основания полагать, что их присутствие может оказаться небезопасным для граждан. Превентивной можно признать и высылку иностранцев, которым было отказано в их просьбе на право проживания на французской территории или в продлении разрешения на такое проживание. Выдворение нежелательных для государства иностранцев с французской территории стало возможным с принятием 9 сентября 1986 г. Закона N 86-1025 "Об условиях въезда и пребывания иностранцев во Франции".

Согласно Закону "О проверке личности" N 86-1004 иностранцы при въезде в страну обязаны предъявить французским административным органам документы, подтверждающие разрешение на их пребывание на территории Франции. Несовершеннолетние должны сопровождаться своими законными представителями, которые несут за них полную ответственность.

Превентивные меры могут выражаться и в принятии законодателем таких нормативных актов, которые побуждали бы причастных к преступлению лиц к сотрудничеству с правоохранительными органами. Примером таких нормативных актов является ст.3 Закона N 86-1019 "О борьбе с преступной деятельностью", которая внесла дополнения в ст.268 действовавшего тогда Уголовного кодекса 1810 г. Согласно новой редакции этой статьи лицо освобождается от ответственности, если оно помогло разоблачить преступную группу или указало сообщников. Принятый вслед за этим Закон N 86-1020 "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" предусмотрел случаи полного или частичного освобождения от наказания исполнителя или соучастника террористического преступления (ст.6).

Полностью от наказания названные лица освобождаются в случае, если они, предупредив административные или судебные органы о готовящемся преступлении, предприняли все усилия с тем, чтобы террористический акт не был осуществлен, и - в случае необходимости - помогли установить других участников террористического преступления, если в их действиях не содержится состав другого преступления. Если же исполнитель или соучастник, предупредив административные или судебные органы, предпринял все усилия, с тем чтобы прекратить уже совершаемое преступление или упредить причинение смерти или увечья человека, а также в случае необходимости помог установить других участников, но в совершенных им действиях содержится состав другого преступления, то предусмотренное законом наказание снижается наполовину.

Если за совершение террористического преступления законом предусмотрено наказание в виде пожизненного заключения, то в отношении виновных в них лиц, сотрудничающих с правоохранительными органами, применяется наказание в виде лишения свободы на срок до 20 лет. Очевидно, что эти положения не могут не повлиять на лиц, намеревающихся совершить преступление, в особенности если кто-либо из них оказался в числе террористов случайно (скажем, в силу стечения неблагоприятных для лица обстоятельств). Необходимость включения таких норм в законодательство подтверждается тем фактом, что положения Закона N 86-1020, касающиеся освобождения от наказания или снижения его размера для причастных к терроризму лиц, были включены практически без изменений в главу 2 ("Особые положения") раздела II книги 4 Уголовного кодекса Франции 1992 г. В главе 2 УК кроме основных наказаний также предусмотрены дополнительные наказания для лиц, содействовавших правосудию, но признанных виновными в деяниях, содержащих состав другого преступления. Такими дополнительными наказаниями согласно ст.422-3-422-5 являются:

- временное лишение политических, гражданских и семейных прав на срок до 15 лет;

- запрещение на срок до десяти лет состоять на государственной службе или осуществлять профессиональную или общественную деятельность, при осуществлении которой или в связи с осуществлением которой было совершено преступление;

- запрещение на срок до 15 лет проживать и появляться в местах, определенных судом;

- постоянный или временный (на срок до десяти лет) запрет иностранцу находиться на французской территории.

***

В Италии законодатель так же, как и во Франции, предусматривает смягчение наказания виновных в случае их деятельного раскаяния. Принятие так называемых рекомпенсивных норм, побуждающих к раскаянию виновного, составляет одно из направлений в стратегии борьбы государства с терроризмом и организованной преступностью. В этом направлении итальянские юристы выделяют несколько основных линий законодательного развития.

По мнению профессора Франческо Палаццо, первая линия развития состоит в очевидном расширении области применения норм "воздаяния" за помощь в предотвращении террористической преступности. В настоящее время такие нормы применяются в случаях, когда "раскаяние" позволило предотвратить преступления, связанные с незаконным лишением свободы лица, прекратить деятельность объединений, занимающихся незаконной продажей наркотических веществ, и особенно - мафиозные преступления. Следует оговориться, что в итальянском уголовном праве пока отсутствует специальный закон о деятельном раскаянии, который мог бы стать базовым в этой области. Существующие нормы, с одной стороны, порождают некоторые колебания по поводу их применения, с другой же - у большинства итальянских юристов не вызывает никакого сомнения, что они оказываются чрезвычайно полезными при расследовании, позволяя подавлять наиболее опасные проявления терроризма.

Можно предположить, что рекомпенсивные нормы отражают и стимулируют некоторый отказ от идеологии и практики терроризма вовлеченных в него людей. В определенные исторические моменты идеологи терроризма утверждали, что терроризм специально не собирает народные массы в террористические объединения, а самостоятельно и эффективно проявляется во времена глубокого кризиса в обществе, в то время как мафиозная преступность, напротив, носит главным образом экономический и личностный характер. На основании этого делался вывод, что деятельное раскаяние участников мафиозных объединений маловероятно и что в этом случае даже опасно использовать рекомпенсивные нормы в борьбе против мафиозных групп. По этой причине итальянский законодатель до сих пор предпочитает применять рекомпенсивные нормы в том случае, когда речь идет о борьбе с террористической деятельностью, а не с мафиозной преступностью.

Второй линией развития законодательства о раскаявшихся является использование рекомпенсивных норм после осуждения виновного в преступлении лица. В первое время (1987 г.) это развитие было ограничено снижением роста террористического движения, а также глубокой растерянностью некоторой части молодежи. В последующие годы (с 1991 по 1993 гг.) сотрудничество виновных с правоохранительными органами в расследовании применялось как при пенитенциарном исполнении наказаний, так и на любой иной стадии борьбы с организованной преступностью, особенно с мафиозной.

Необходимость создания системы мер покровительства сотрудничающему преступнику образует третью линию развития рекомпенсивных норм. С созданием такой системы сотрудничества в области борьбы с терроризмом государство, если оно желает продолжать извлекать пользу из поступающих сведений своих информаторов, должно гарантировать свое покровительство раскаявшимся, предоставляющим такую информацию. Меры покровительства, предусмотренные итальянским Законом N 82/1991, предполагают как выход сотрудничающего со следственными органами лица из тюрьмы, так и назначение ему альтернативных мер, отличающихся от обычных мер изоляции в тюрьме. В равной степени предусматривается возможность использования изменения внешности и даже гражданского состояния сотрудничающего лица. Эти же меры покровительства могут быть применены и к близким родственникам содействующего правосудию лица.

В целях эффективной борьбы с террористической деятельностью и мафиозной преступностью итальянский законодатель предусматривает регламентированное уголовно-процессуальным и административным правом использование особых способов расследования, отличающихся от обычных способов. Сюда относятся как использование агентов-провокаторов, так и отсрочка вынесения в отношении их постановления о задержании или об аресте их имущества с целью сбора ими как можно большего объема материалов для расследования. В любом случае, ввиду чрезвычайной деликатности такого рода операций, законность их проведения определяется целым рядом недвусмысленных условий, предусмотренных законом, среди которых в первую очередь следует назвать предварительное согласие магистрата (судьи). Эти меры предусмотрены исключительно для определенной категории преступлений и исчерпывающим образом перечислены в законе. К ним относятся: вымогательство, незаконное лишение кого-либо свободы с целью получения выкупа, торговля оружием и наркотиками, а также отмывание денег.

***

Как и большинство стран Европы, Испания страдала (и страдает) от террористической агрессии. В самом деле, устойчивость насильственных политических и террористических, а также и контртеррористических явлений, даже после принятия новой Конституции 1978 г. и амнистии по этому поводу, оставалась непоколебимой. Более того, среди западноевропейских стран в 1987 году Испания занимала первое место по уровню террористической активности и вошла в первую десятку наиболее неблагополучных в этом плане стран мира. Терроризм в этой стране был связан с деятельностью баскского освободительного движения, осуществлявшего взрывы бомб в крупных городах и на больших коммерческих объектах. В настоящее время в стране проводится активная законодательная работа в области борьбы с терроризмом.

Нормы, носящие превентивный характер, содержатся в УК Испании 1995 г., а также в Органическом законе от 26 декабря 1984 г. "О борьбе с вооруженными бандами и террористическими элементами", принятый во исполнение п.2 ст.55 Конституции 1978 г. и признанный большинством как закон, направленный на усиление борьбы с терроризмом. Здесь также существуют рекомпенсивные по существу нормы. Так, ст.579 УК Испании предусматривает сокращение размера наказания на одну или две ступени, чем предусмотрено в Законе за соответствующее преступление, лицу, которое добровольно прекратит свою преступную деятельность и предстанет перед властями, признаваясь в совершенных деяниях, и, кроме того, будет содействовать властям в предотвращении совершения преступления; либо окажет существенную помощь в идентификации или аресте других лиц, которые должны понести ответственность; либо окажет помощь в прекращении деятельности или развития вооруженных формирований или террористических групп, в которых оно участвовало либо которым оказывало содействие. Не исключается и полное освобождение от наказания раскаявшегося лица, если совершенные им действия не образуют состав иного преступления, а его активное сотрудничество позволило установить прочих преступников, предотвратить совершение преступления или наступление преступного результата, а также предотвратить создание вооруженных бандитских, террористических и иных мятежных формирований (ст.6 Органического закона).

***

Анализ зарубежного законодательства о борьбе с терроризмом и его предупреждении может быть полезен для российского уголовного права. Речь идет о законодательно-технических приемах, используемых парламентами этих стран, о наделении особой компетенцией органов, занимающихся расследованием террористических преступлений, о праве жертв террористических актов на материальную компенсацию за причиненный им ущерб, а также о возможных мерах по предупреждению террористических актов, что в совокупности, как показывает практика, может играть определенную позитивную роль.

А.А. Меньших,
старший научный сотрудник отдела
зарубежного законодательства ИЗиСП,
кандидат юридических наук


вверх