назад
29 июля 2016 23:32 / Москва

Право как инструмент снижения инвестиционных рисков национальной экономики в условиях глобализации

Право как инструмент снижения инвестиционных рисков национальной
экономики в условиях глобализации

 

Принято выделять три основных фактора производства: капитал, природные ресурсы (включая землю) и труд. Современная Россия, имея все названные факторы производства, реализует модель догоняющего и суженного воспроизводства и, как официально признается, балансирует на грани распада. Существует насущная потребность определить инструменты снижения геополитического риска, сдерживающего социально-экономическое развитие и, в частности, инвестиционный процесс в России. В ситуации высокого износа основных фондов нужно определить меры, в результате осуществления которых возможно оживление инвестиционной деятельности для устойчивого долговременного социально-экономического развития.

В экономической литературе представлены следующие точки зрения на риск. Первая и наиболее много численная состоит в том, что он не рассматривается как экономическая категория. Согласно второй точке зрения признаются частные случаи влияния риска на экономическое поведение (асимметрия информации, эффект владения - утверждение о том, что человек ценит сегодняшнее имущество и доход гораздо выше, чем возможные имущество и доход в будущем). В соответствии с третьей точкой зрения риск рассматривают как категорию, влияющую на цену капитала, т.е. не самостоятельную, а входящую в состав затрат на капитал. Таким образом, анализ экономической литературы показал, что единая точка зрения в вопросе о том, является ли риск экономической категорией и как он должен регулироваться правовыми методами, отсутствует.

Рассмотрим риск в рамках системно-управленческого подхода в теории государства и права в его предметных составляющих: природно-экологическом, техногенно-технологическом, экономическом, геополитическом.

Основным фактором, сдерживающим социально-экономический прогресс России, является геополитический риск и отсутствие его явного и прямого законодательного регулирования. "Геополитическим риском названа возможность ухудшения геополитического положения государства и нации, снижение жизненной энергии этноса по любым из возможных причин". Представим геополитический риск состоящим из следующих элементов:

- риск внешнего завоевания и оккупации государства;

- риск распада государства под воздействием внутренних сил;

- риск снижения суверенитета - способности государства отстаивать свои интересы на международной арене и внутри государства;

- политический риск;

- страновой риск.

Геополитические риски являются стратегическим и глобальными по масштабам ущерба. В перспективном, текущем, оперативном управлении экономической сферой государства они тесно пересекаются и могут рассматриваться как политические и страновые. Политические риски проявляются в изменении (улучшении или нарушении) условий производственно-торгового процесса по причинам, определяемым деятельностью органов государственного управления. Страновой риск может быть структурирован на риски конвертируемости валюты, трансферта или моратория платежа.

Реализация геополитического риска в одном из его компонентов может находить выражение в дезорганизации и, как следствие, невозможности эффективной социальной и экономической деятельности, снижении ликвидности - возможности обратить в денежные средства инвестированный капитал. При этом существование значимого геополитического риска приводит к ограничению прогнозного горизонта - периода, на который возможен достоверный и точный прогноз деятельности социально-экономических субъектов. На практике это означает, что социально-экономические, инвестиционные проекты с длительностью, превышающей горизонт прогнозирования, не рассматриваются и не реализуются, так как невозможно прогнозировать и оценить их экономическую эффективность (в частности, рентабельность). В рамках этой гипотезы, например, можно объяснить, почему реализуемая в России программа ипотеки для населения дает такие скромные результаты: в современной России мало семей могут прогнозировать свои источники дохода на 20 лет вперед. Можно предполагать, что именно геополитическая неопределенность ситуации в России препятствует ипотеке и другим инвестиционным программам.

Для достижения цели снижения посредством применения специальных норм права геополитического риска в условиях глобализации социально-экономической и правовой деятельности в рамках системного подхода в экономической теории и теории государства и права решаются задачи исследования:

- факторов и условий, позволяющих признать геополитический риск экономической категорией;

- факторов и последствий влияния геополитического риска на экономическое поведение различных видов субъектов экономической деятельности;

- права как инструмента снижения геополитического риска в современной России.

При решении названных задач системный подход в экономической теории и теории государства и права может находить выражение в том, что в неразрывном единстве и взаимной связи должны рассматриваться:

1) геополитические, политические (идеологические), социальные, экономические, технологические, экологические факторы, влияющие на экономическое поведение субъектов социальной и финансово-хозяйственной деятельности (государства, корпорации, предприятия, семьи, индивида) (отсутствие таких связей и влияния должно обязательно обосновываться). При этом указанные факторы выступают и как экономические категории;

2) последствия экономического поведения названных субъектов социальной и финансово-хозяйственной деятельности в геополитическом, политическом (идеологическом), социальном, экономическом, технологическом, природно-экологическом аспектах;

3) экономические последствия геополитического, политического (идеологического), социального, экономического, технологического, экологического поведения субъектов социальной и финансово-хозяйственной деятельности в формате системы экономических показателей, отражающих целевую эффективность экономической деятельности, затраты ресурсов, риски, ликвидность и время;

4) в системном единстве - экономические, административные, информационные инструменты снижения геополитического риска с учетом специфики их действия на различные составляющие воспроизводственного процесса;

5) право как один из инструментов снижения геополитического, политического (идеологического), социального, экономического, технологического, экологического рисков поведения субъектов.

Исследуем право как инструмент снижения геополитического риска экономической деятельности в условиях глобализации. Предметом исследования выступают нормы права, снижающие вредное воздействие факторов, порождающих и повышающих геополитический риск, усиливающих его отрицательное влияние на экономическое поведение различных видов субъектов экономической деятельности в условиях глобализации. При таком подходе могут быть выделены различные категории, виды субъектов экономической деятельности, в силу специфики которых риск оказывает на их экономическое поведение различное воздействие и поэтому имеет различные последствия. Выделим такие виды субъектов экономической деятельности: государство, регионы, корпорации, предприятия, семьи (граждане).

Рассмотрим в качестве экономической категорию, которая:

- оказывает прямое воздействие на субъекты экономической и правовой деятельности (наличие прямой связи с экономическим субъектами и субъектами права);

- сама находится под влиянием и может быть изменена воздействием этих субъектов (наличие обратной связи с экономическим субъектами и субъектами права). Категория, не обладающая этим свойством, может быть признана фактором экономического фона;

- оказывает определенное измеряемое количественно или качественно влияние на субъекты права и экономической деятельности (в том числе человека).

Влияние правовых норм может быть прогнозируемо с определенной степенью точности на конкретный период времени.

Для изучения влияния норм права на риск на экономической деятельности субъектов, в частности человека, полезно установить структурные элементы этой деятельности. Анализ практики экономической деятельности показывает, что структурно любая экономическая деятельность может быть представлена как системное единство трех имеющих свою специфику сфер экономической деятельности:

- мониторинга, исследования и обнаружения существования проблемы как критического рассогласования между желаемым и действительным состоянием объекта;

- разработки целей - идеального состояния в будущем (целеполагания экономической деятельности);

- поиска путей достижения этих целей (маркетинга экономической деятельности);

- практических мероприятий по осуществлению деятельности (менеджмента экономической деятельности).

При этом ключевым звеном экономической деятельности в любой из названных сфер выступает принятие решения, которому предшествует его разработка. Решения принимают с использованием критериев. Понятие "критерий" в исследовании операций трактуется двояко. В первой трактовке под "критерием" понимают правило выбора наилучшего варианта действий из ряда возможных. Во второй - оценку степени достижения в процессе любой, в том числе экономической, деятельности поставленных целей. Критерии формируют на основе параметров эффекта и (или) эффективности, т.е. параметров, отражающих наиболее существенные с определенной точки зрения свойства той или иной экономической деятельности. Самостоятельной экономической категорией может быть признана характеристика или условия экономической деятельности, не сравнимые с другими. Возможны правовые ограничения на допустимые значения параметров и цели экономической деятельности субъектов.

Любую деятельность характеризуют самостоятельные, не сравнимые между собой параметры эффекта: целевая эффективность (в экономической деятельности - доход, прибыль), затраты, риск, время реализации, ликвидность.

Для прояснения сущности риска исследуем его функции: стимулирующую (конструктивный и деструктивный аспект) и защитную (историко-генетический и социально-правовой аспект). Стимулирующая конструктивная функция геополитического риска находит выражение в том, что субъекты экономической деятельности исследуют источники риска и создают социально-экономические формы деятельности и ее организации, позволяющие снизить геополитический риск. В рамках этой функции государство и транснациональные корпорации являются организационной формой защиты от геополитического риска. Нормы права могут повышать или снижать эффективность применения этих инструментов в условиях глобализации.

Стимулирующая деструктивная функция риска состоит в том, что конкурирующие государства и корпорации могут улучшить свои геополитические позиции, разрушив или снизив эффективность системы защиты геополитических интересов других государств и корпораций, в том числе с использованием или в связи с отсутствием в национальном законодательстве соответствующих норм права.

В соответствии с историко-генетическим аспектом защитной функции геополитического риска субъекты социально экономической деятельности, в частности народы, используют государство (включая армию, спецслужбы) для защиты от геополитического и других видов риска. Степень выполнения государством защитной функции проявляется в его суверенитете, степени военной, экономической, правовой, технологической и других видах безопасности.

Социально-правовой аспект защитной функции геополитического риска состоит в необходимости закрепления в системе права государства законодательных норм, обеспечивающих защиту от возможности реализации геополитического и других видов риска. Понятие "правомерности риска" последний раз упоминалось в директивных документах ВЦИК в 1925 г. В настоящее время в России можно говорить о пробеле права в области управления различными рисками. Это, с одной стороны, создает условия для авантюрных, волюнтаристских, безответственных действий, а другой - возможность для привлечения к ответственности менеджеров, рисковавших по сути правомерно в ситуации неизбежного выбора, которой характеризует экономический риск.

Выделим специальную отрасль права по защите от геополитических и других рисков в условиях глобализации.

При разработке таких норм права предлагается учитывать, что анализ социально-экономических проявлений и последствий риска позволил выделить в дополнение к известным функциям риска компенсирующую и селективную функции.

Компенсирующая функция геополитического риска состоит в том, что трудовые ресурсы, инвестиционные и товарные потоки направляются в страны с эффективной правовой системой защиты от геополитических рисков. Реальность действия этой функции геополитического риска подтверждает мировая статистика. По статистическим данным, наиболее привлекательными для инвестиций являются высокоразвитые страны, входящие в социально-экономический клуб - "золотой миллиард" и геополитический клуб - "восьмерку". В средине 1990-х годов 80% инвестиций составляли взаимные инвестиции между наиболее развитыми странами. При этом наиболее экономически развитые страны имеют развитые системы защиты геополитических интересов.

Селективная функция геополитического риска означает, что потоки инвестиций и товаров направляются в страны, где они законодательно защищены от отрицательного воздействия геополитического и других видов риска. Таким образом, субъекты в процессе социально-экономической деятельности (в частности, в процессах миграции населения, торговли и инвестиционной деятельности) выделяют страны с повышенным или пониженным уровнем суверенитета государства. В необходимой для социально-экономического развития инвестиционной деятельности геополитический и политический риски носят стратегический характер и должны вычисляться на достаточно продолжительный период времени, равный периоду реализации конкретного проекта.

Рассмотрим влияние геополитического риска на экономическую деятельность. Отправной точкой любой экономической деятельности является принятие решения об инвестировании средств в начало, продолжение или развитие этой деятельности. Поэтому чтобы установить, является ли рассматриваемая категория экономической, достаточно понять, влияет ли она на принятие инвестиционных решений.

Инвестиции - это "денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта". Инвестиции делятся на реальные и финансовые. Реальные инвестиции - капитальные вложения в производственный основной капитал, в объекты хозяйственной деятельности (новое строительство, реконструкция, техническое перевооружение, расширение действующих предприятий и т.п.). Они наиболее важны с социально-экономической точки зрения, так как именно в результате реальных инвестиций создаются новые рабочие места, увеличивается валовой внутренний продукт государства и др.

В качестве критериев для оценки целесообразности и эффективности инвестиций инвесторы рассматривают безопасность, доходность, рост и ликвидность вложений.

Исследуем влияние на инвестиционные решения геополитического риска в условиях глобализации. Глобализация - длящийся во времени процесс, имеющий сложную структуру и проявления. Глобализация привела к частичной (и в разной степени присущей странам) утрате суверенитета государства, переносу функций принятия важнейших решений, затрагивающих интересы субъектов социально-экономической деятельности, в наднациональные органы (Совет безопасности ООН, "восьмерку", МВФ, ВТО и др.).

Глобализация социально-экономической жизни привела к тому, что в условиях глобальных мировой геополитики, интеграции социально-экономических связей, глобальной конкуренции, порождающих высокую динамику мировой геополитической и социально-экономической среды, риски форс-мажорных обстоятельств из разряда пассивных факторов инвестиционного фона переходят в разряд активных факторов оценки инвестиционных проектов и влияют на принятие инвестиционных решений.

Отрицательные экономические последствия геополитического риска состоят одновременно в переориентации инвестиционных потоков, снижении доходов от инвестиционных (инновационных) проектов, снижении ликвидности (т.е. способности обращаться в деньги) инвестированного капитала и повышении затрат на эту деятельность. Часть проектов, заканчиваясь неудачно, порождает расходы, но не приносит доход. Это влияние можно учесть аналитически. Можно доказать, что рентабельность проекта прямо пропорциональна квадрату риска такого проекта.

Наличие связи между риском и доходностью подтверждается и путем опросов бизнесменов. Они согласны инвестировать в Россию только при большем уровне дохода. Это объясняется низким уровнем рыночной свободы, высоким уровнем налогообложения и коррупции. Кроме того, имеет место изменение оценки значимости (динамизм) факторов, влияющих на эффективность деятельности предпринимателей, что может стать дополнительным источником риска.

В настоящее время известны планы определенных геополитических сил по ограничению влияния, снижению суверенитета и расчленению России на несколько мелких государств. В этой ситуации инвестиции в Россию грозят инвесторам, в частности зарубежным, потерей капитала. Известный эффект владения гласит, что индивид гораздо выше ценит то, чем он располагает в настоящее время, чем то, чем он смог бы обладать в будущем. Поэтому вероятные инвесторы вряд ли пойдут на инвестиции, которые нарушали бы известные геополитические планы в отношении России.

Судя по тому, что отток капиталов и квалифицированных специалистов (по данным А. Вольского, в прошлом году выехали 22 тыс. специалистов и молодых ученных) из страны продолжается, а корпорации все активней создают производства за рубежом, тем самым лишая население нашей страны источников финансовых ресурсов для существования, геополитические риски России признаются как недопустимо высокие, а такими действиями они усугубляются.

В такой ситуации вероятными инвесторами могут быть государство и население. Необходима определенная инвестиционная и промышленная политика государства, поощрение корпораций к инвестициям внутри страны. Однако для этого государство должно обладать определенным суверенитетом, и само инвестировать имеющиеся ресурсы внутри страны. Для активизации инвестиционной деятельности населения России правовые нормы, регулирующие инвестиции и законодательство рынка ценных бумаг, должны обеспечивать работу рынка инвестиционных ресурсов, защищать интересы мелких (миноритарных) портфельных инвесторов.

Преодоление негативных тенденций в воспроизводстве капитала и трудовых ресурсов возможно лишь в результате снижения геополитического риска распада государства, обеспечения низкого уровня риска, связанного с источниками существования (заработка) населения на перспективу не менее 20-25 лет.

Суверенитет можно структурировать на такие составляющие: политический, экономический, правовой, технологический, продовольственный, культурный. Для оценки (например, экспертной) рисков, связанных с названными составляющими суверенитета, необходимо определить их содержание и сущность.

Суверенитет политический определяется способностью народа и органов власти принимать внешне- и внутриполитические решения исходя из конкретной ситуации в интересах народа и государства, решения по укреплению геополитического положения государства.

Суверенитет экономический - это способность органов власти принимать экономически выгодные (или не противоречащие интересам народа и государства) решения.

Суверенитет правовой определяется возможностью отстаивать юрисдикцию государства на определенной территории и в определенных вопросах, обеспечивать принятие международных правовых актов и конвенций, отвечающих интересам государства, общества, национальной экономики, принимать полезные для страны и общества законы (одновременно не принимать вредные законы и подзаконные акты), а также возможностью формирования специальной отрасли права - правового обеспечения суверенитета. Известна попытка вывести из российской юрисдикции "дело Юкоса", вызвать на допросы российских чиновников. Это может рассматриваться как попытка лишить Россию ее правового суверенитета.

Суверенитет технологический состоит в способности государства иметь технологическую базу различных форм собственности и организационно-правовых форм, обеспечивающую возможность доступа государства к необходимым ему и обществу для существования средств. Суверенитет продовольственный состоит в способности государства и национальных производителей различных форм собственности самостоятельно (без участия импорта) обеспечить продовольствие население страны.

Суверенитет культурный - это способность отстаивать, пропагандировать, распространять на другие страны и регионы свои культурные ценности и влияние в сфере культуры, создавать положительный имидж нации и стимулы к взаимообменам.

Инструментами снижения геополитического риска могут быть:

- нормы права, экономические инструменты (субвенции, субсидии, государственный кредит, государственные дотации, пенсии и пособия и др.);

- административные методы (квоты, лицензии и др.);

- информационные методы (создание положительного имиджа государства, реклама и информирование о развитии и др.).

В зависимости от физической природы основных факторов производства (капитал, природные ресурсы, включая землю, труд) к ним применяются различные инструменты.

Предлагается выделить в отдельную отрасль (правовое обеспечение суверенитета государства в условиях глобализации) отрасль права, ставящую своей целью обеспечить защиту и повышение суверенитета государства, снижение других рисков, а также установить ответственность за действия, снижающие суверенитет государства. Необходимо повысить уровень ответственности и формализовать признаки наступления ответственности за:

- препятствия свободному волеизъявлению народа;

- все формы давления на волеизъявление народа;

- подтасовку и искажение результатов выборов, референдумов;

- непринятие и неисполнение решений по результатам выборов и референдумов;

- принятие законов, снижающих суверенитет государства;

- принятие законов, приводящих к реальным действиям (например, длительные невыплаты зарплаты) по снижению численности населения государства, в том числе нарушениям иммиграционного законодательства и норм, регулирующих использование нелегальной рабочей силы, дискриминации и ущемлению прав беременных женщин и матерей с малыми детьми при поступлении на работу, оплате труда и др.;

- подписание международных договоров ущемляющих территориальную целостность, ресурсную базу или суверенитет государства;

- организацию незаконной миграции, работорговли (включая проституцию) и др.

Должны быть разработаны нормы права, направленные на обеспечение технологического суверенитета государства, создающие в нем привлекательный инновационный климат.

Предлагается все законопроекты подвергать общественной научной экспертизе в институтах РАН и вузах на предмет их влияния на геополитические риски государства. Необходимость в такой экспертизе можно проиллюстрировать на примере Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). Анализ этого Закона показывает, что:

- цели деятельности ЦБ РФ, сформулированные в ст. 3 Закона, не ориентируют его на активное участие в социально-экономическом прогрессе государства, ограничивая сферу его интересов банковской системой, расчетами и стабильностью рубля;

- зафиксированная в ст. 5 подотчетность Банка России обществу в лице Государственной Думы, во многом декларативна, а подотчетность Президенту РФ - реальна;

- в статье 12 Национальный банковский совет определен как коллегиальный орган Банка России, что снижает возможность влияния общества на кредитно-денежную политику и деятельность Банка России;

- статья 2 включает золотовалютные резервы государства в состав имущества ЦБ РФ, что снижает возможность их использования в интересах развития государства в целом. Не в этом ли причина того, что свыше 150 млрд долл. золотовалютных резервов не используются в инвестиционных целях внутри страны, испытывающей инвестиционный голод и ветшание основных фондов;

- в статье 3 определено, что получение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. В то же время в ст. 26 зафиксирована его обязанность после утверждения годовой финансовой отчетности и уплаты налогов перечислять 50% фактически полученной прибыли в федеральный бюджет, а оставшуюся половину Банк России распределяет по решению своего Совета директоров в резервы и фонды различного назначения. Представляется, это может создавать основу для экономического сепаратизма Банка России.

При экспертизе законов на предмет их влияния на геополитический риск государства нужно сформулировать и учитывать следующие требования к геополитически конкурентоспособному государству:

- в государственной идеологии и праве государства должен быть такой сплав идеализма и силы, чтобы дать о себе знать и стать лидером для многих народов на мировой арене;

- политическая и правовая система должна быть гибкой и приспособленной (адаптированной) к внешним геополитическим и внутренним политическим, социально-экономическим условиям;

- необходим эффективный правовой механизм формирования национальной элиты;

- высокий уровень суверенитета, закрепленный в нормах права и процедурах принятия законодательных норм;

- создание эффективного механизма влияния на принятие и исполнение геополитических решений как на международном, так и национальном уровнях и т.д.

Эффективность применения норм права во многом зависит от активности и эффективности субъектов управления в государстве. Активная часть системы управления геополитическими рисками в государстве - это субъекты геополитических процессов. Субъектами геополитических процессов являются народ (этнос или суперэтнос), государственные органы, научно-техническая интеллигенция, создающая основу для инновационного развития государства, религиозные конфессии, политические партии.

 

В.В. Глущенко,

доктор технических наук, заведующий кафедрой "Финансы и кредит"

Московского экономико-финансового института

   

вверх