назад
07 августа 2016 01:27 / Москва

Плюсы и минусы отмены ЕСН. Адвокатам следует учесть грядущие изменения в пенсионном и налоговом законодательстве

Плюсы и минусы отмены ЕСН. Адвокатам следует учесть грядущие изменения в пенсионном и налоговом законодательстве

Ануфриева О.Н.

С начала следующего года вступает в силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), принятый для реализации очередного этапа совершенствования пенсионной системы РФ.

В связи с необходимостью замены налоговых источников покрытия государственных пенсионных обязательств на страховые нужды и снижения зависимости от трансфертов из федерального бюджета было принято решение о полном переходе на страховые принципы в системе обязательного пенсионного страхования, а именно - об отмене единого социального налога (далее - ЕСН) и переходе на уплату страховых взносов с повышением их тарифа.

Очевидно, что положения данного Закона касаются непосредственно каждого адвоката, с одной стороны, уплачивающего страховые взносы за себя, а с другой стороны, обязанного через отчисления финансировать увеличение фискальной нагрузки на соответствующее адвокатское образование и адвокатскую палату, осуществляющие выплаты физическим лицам - сотрудникам.

Сколько "стоит" страховой год?

В первую очередь следует отметить, что отмена ЕСН с доходов адвокатов привела к кардинальному изменению величины и структуры фискальной нагрузки на доход адвоката.

Согласно ст. 14 Федерального закона N 212-ФЗ адвокат вне зависимости от формы осуществления профессиональной деятельности исчисляет и уплачивает соответствующие страховые взносы отдельно в Пенсионный фонд РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (фиксированные платежи).

В соответствии со ст. 13 указанного Закона стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного на начало соответствующего года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз.

Частью 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ установлены следующие тарифы страховых взносов: Пенсионный фонд РФ (ПФР) - 26%; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 2,1%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3% (в совокупности 31,1%).

Однако необходимо отметить, что на 2010 г. установлены "пониженные" тарифы на уровне действующих на сегодняшний момент ставок ЕСН для налогоплательщиков-работодателей: в ПФР - 20%, в ФФОМС - 1,1%, в ТФОМС - 2% (в совокупности 23,1%).

Иными словами, соответствующая сумма страховых взносов, подлежащих уплате адвокатом, не производящим выплаты физическим лицам, за год, рассчитывается по формуле:

К примеру, если рассчитать совокупную сумму страховых платежей, исходя из МРОТ, установленного на 1 января 2009 г. (4330 руб. в месяц), то по тарифам 2010 г. она будет равна 12 002,76 руб., а по тарифам 2011 г. - 16 159,56 руб.

Очевидно, что в денежном выражении фискальная нагрузка на адвокатов, получающих доход в размере более 60 000 руб. в год, существенно снижается по сравнению с действующей системой (ЕСН (в процентах от дохода) + стоимость страхового года по обязательному пенсионному страхованию, ежегодно устанавливаемая Правительством (7274,4 руб. на 2009 г.)). "Ложкой дегтя" в данном случае можно считать то, что в отличие от порядка исчисления ЕСН исчислять и уплачивать страховые взносы придется вне зависимости от величины и наличия (!) дохода у адвоката.

Сохранилось положение о том, что адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, но вправе уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в добровольном порядке.

Каждый считает за себя.

Необходимо отметить, что претерпел кардинальные изменения не только порядок исчисления, но и порядок уплаты страховых платежей (ст. 16 Федерального закона N 212-ФЗ).

Теперь страховые взносы за расчетный период будут рассчитываться адвокатами самостоятельно. Это связано в первую очередь с тем, что с 2010 г. уходит необходимость производить сложные расчеты, связанные с исчислением налоговой базы, вести подробный учет доходов и расходов в целях обложения доходов адвокатов ЕСН. Поэтому привлечение адвокатских образований - юридических лиц (коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций) в качестве расчетного агента для осуществления один раз в год трех арифметических операций с заранее известными цифрами законодатель признал нецелесообразным.

Страховые взносы подлежат уплате не позднее 31 декабря текущего календарного года, за исключением случаев прекращения или приостановления статуса адвоката до конца года. Уплата осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства. При этом, в отличие от действующего порядка, с 2010 г. для уплаты страхового взноса в ПФР должен направляться единый расчетный документ, без разделения на страховую и накопительную части.

Следует отметить, что во избежание путаницы с определением плательщиков при централизованной уплате адвокатским образованием страховых взносов за адвокатов платежные поручения (квитанции) должны быть оформлены от имени адвоката, а не от имени адвокатского образования "за адвоката...". По этой же причине будет ошибкой уплата страховых взносов за адвокатов с расчетного счета адвокатского образования.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам представляется адвокатом в соответствующий территориальный орган ПФР по месту жительства до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом. При этом, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ ПФР и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в отношении не только страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, но и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, хотелось бы верить, что новая форма отчетности будет одновременно содержать расчеты страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ТФОМС.

Где, кто, когда.

Представляется, что одним из "белых" пятен принятого Закона можно считать неурегулированность вопросов по учету адвокатов в ТФОМС, а именно вопроса о необходимости (или отсутствии необходимости) в перерегистрации адвокатов с места осуществления деятельности на место жительства. Кроме того, в настоящее время многие адвокаты ввиду отсутствия аналогичных распоряжений о перерегистрации также стоят на учете в территориальных органах ПФР не по месту жительства, а по месту осуществления деятельности. Таким образом, отсутствие правового регулирования в этой части может привести к множеству недоразумений на практике.

Что касается адвокатов, а также адвокатских образований и адвокатских палат субъектов РФ, производящих выплаты и выплачивающих вознаграждения в пользу физических лиц, то они будут уплачивать страховые взносы в отношении каждого физического лица с налоговой базы, не превышающей 415 тыс. руб. с начала года нарастающим итогом. С сумм превышения взносы взиматься не будут. С учетом указанных выше тарифов страховых взносов фискальная нагрузка на фонд оплаты труда увеличивается почти в полтора раза, что, несомненно, приведет к необходимости повышения размера отчислений адвокатов на содержание адвокатского образования и на нужды адвокатской палаты. Кроме того, важно, что, в отличие от действующего порядка, больше не имеет значения для обложения выплат страховыми взносами источник выплат (уменьшает или не уменьшает выплата налоговую базу по налогу на прибыль).

Помимо изложенного также необходимо обратить особое внимание на то, что с 1 января 2010 г. органам ПФР и ФСС даны полномочия, аналогичные правам налоговых органов в части проведения контроля за исчислением и уплатой страховых платежей.

В связи с ограничением формата статьи мы коснулись лишь некоторых нововведений в пенсионном законодательстве, предусмотренных в редакции Закона от 24 июля 2009 г. К сожалению, этот Закон содержит немало "белых" пятен, которые, хотелось бы верить, будут доработаны до вступления его в силу.

 

 

вверх