назад
19 декабря 2016 20:34 / Москва

Организация полицейской системы Эстонии

test.mini-koleso.ru

Процесс возрождения полицейских органов в Эстонии начался еще в советский период, когда 3 марта 1990 г. Верховный Совет Эстонии признал незаконной власть СССР и провозгласил начало перехода к созданию новой Эстонской Республики, одним из этапов которого явилось принятие 20 сентября 1990 г. Закона о полиции, предусматривающего, в частности, роспуск советских органов внутренних дел, включая подразделения милиции, и формирование национальной полиции с установлением переходного периода. В результате в ноябре 1990 г. на территории Эстонии было организовано 19 полицейских префектур, позже их стало 17, в соответствии с административно-территориальным делением, а 1 марта 1991 г. со дня вступления в силу Закона о полиции полиция Эстонии была воссоздана официально.

В первые годы после восстановления независимости Эстония, не имея опыта функционирования современных институтов государства, по многим аспектам копировала финляндскую политику национальной безопасности. Финны оказывали всестороннюю помощь в становлении эстонской полиции. В частности, МВД Финляндии ведет ряд проектов по повышению эффективности деятельности полиции Эстонии, обучению личного состава современным методам борьбы с преступностью, совершенствованию эстонского законодательства, а также административно-правовой практики. А с 2003 г. финляндская сторона активизировала сотрудничество с эстонскими коллегами по линии профилактики преступлений.

Поэтому неудивительно, что за образец построения полицейской системы эстонцами была взята именно Финляндия с ее вариантом общескандинавской модели "невоенизированной" полиции, структурно входящей, однако, в Министерство внутренних дел, а не в Министерство юстиции, как, скажем, в Норвегии и Швеции. При этом прямо декларировался принцип: от советской милиции как силовой структуры - к демократической полицейской службе, с налаживанием совершенно новых отношений с обществом.

В результате в 1990-е гг. в Эстонии под эгидой Главного управления полиции действовало несколько общенациональных подразделений, в том числе: Управление криминальной полиции, Центральная криминальная полиция, состоявшая из трех региональных центров, Управление охраны общественного порядка, Охранная полиция, Служба собственной безопасности (Служба защиты личного состава), Полицейская школа, Бюро судебной медицины и криминалистики, Бюро наружной (полевой) полиции, Бюро дорожной полиции, Бюро полицейской информации, а также территориальные органы полиции в виде 17 префектур (пятнадцати уездных - Валгамааской, Вильяндимааской, Вырумааской, Ида-Вирумааской, Йыгевамааской, Ляэнемааской, Ляэне-Вирумааской, Пылвамааской, Пярнумааской, Рапламааской, Сааремааской, Тартумааской, Харьюмааской, Хийумааской, Ярвамааской, а также двух городских - Таллинской и Нарвской). При этом чуть ли не ежегодно плавно снижался численный состав полиции. С 7312 сотрудников полиции, проходивших службу в 1993 г., до 6588 сотрудников полиции в 1995 г., до 3633 сотрудников полиции в 2001 г. <1>, до 3412 сотрудников полиции в 2005 г. и до 3288 полицейских, состоящих на аттестованных должностях, в 2009 г.

--------------------------------

<1> См.: Правоохранительные органы стран Балтии / Под ред. А.Н. Соколова. Калининград, 2004. С. 391 - 392.

Постепенная реорганизация центральных и территориальных органов полиции началась еще в 1998 г. в связи с вступлением в силу Закона о полицейской службе, а в 2004 г. в связи с вступлением Эстонии в Европейский союз и приведением структуры ее органов исполнительной власти в соответствие с общеевропейскими требованиями, а также унификацией законодательства в рамках ЕС было проведено коренное реформирование органов полиции.

В результате в настоящее время полиция Эстонии представлена Департаментом полиции (Politseiamet) (центральным аппаратом), у которого в прямом подчинении находится Полицейская школа (Politseikool), общенациональными отраслевыми службами: Центральной криминальной полицией (ЦКП) (Keskkriminaal politsei), Полицией внутренней охраны (охраны правопорядка) (Julgestuspolitsei), Центром судебной экспертизы и криминалистики (Kohtuekspertiisi ja kriminalistika keskus), а также территориальными органами полиции в виде четырех укрупненных префектур (prefektuur), сформированными по географическому признаку: Пыхьяской (Северной) полицейской префектуры (Pxhja Politseiprefektuur), Идаской (Южной) полицейской префектуры (Ida Politseiprefektuur), Лыунаской (Восточной) полицейской префектуры (Lxuna Politseiprefektuur) и Ляанеской (Западной) полицейской префектуры (Lyane Politseiprefektuur).

По замыслу реформаторов, новое деление территориальных органов полиции, проведенное по скандинавскому образцу, когда границы их зоны ответственности не совпадают с границами территориально-административных единиц страны, позволит свести к нулю коррупционную уязвимость любой централизованной полицейской системы.

Полиция Эстонии как правоохранительный орган является неотъемлемой частью общегосударственной системы обеспечения внутренней безопасности и полицейской системы страны и организационно входит в Министерство внутренних дел (Siseministeerium) на правах Департамента (Politseiamet).

После вступления Эстонии в Евросоюз в МВД Эстонии была проведена реформа центрального аппарата Министерства в соответствии с европейскими требованиями, поэтому здесь будет уместно привести его структуру. Министерство возглавляет министр внутренних дел. Следующий уровень руководства составляют министр по региональным вопросам и канцлер (в ранге заместителя министра). В непосредственном подчинении у канцлера имеются три заместителя - вице-канцлера, курирующих соответствующие направления деятельности Министерства.

Помимо полиции правоохранительными функциями в той или иной мере в Эстонии обладает еще несколько органов исполнительной власти.

Департаменты Министерства внутренних дел, в том числе Департамент полиции безопасности (Kaitsepolitseiamet) (Kapo), который отвечает за вопросы контрразведки в отношении разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, ведет борьбу с терроризмом, коррупцией, наркобизнесом, собирает информацию о внутриполитической обстановке и общественных движениях, следит за соблюдением режима секретности, проводит оперативно-технические мероприятия, ведет наружное и скрытое наблюдение и т.п.

Структурно Департамент полиции безопасности делится на четыре общенациональных главных бюро: 1-е главное бюро - контрразведка, 2-е главное бюро - организованная преступность и экономические преступления крупного масштаба, 3-е главное бюро - оперативно-технические мероприятия, наружное и скрытое наблюдение, 4-е главное бюро - информация и анализ.

Служба F (служба информации Государственной канцелярии) - ее сотрудники являются аттестованными полицейскими служащими. В ведении службы находится координация деятельности органов полиции и органов госбезопасности. Служба F разрабатывает и представляет высшему политическому руководству страны обобщенные сведения особой важности, собирает информацию об общественных движениях, о готовящихся экономических санкциях против стран Балтии, о "вредных" для Эстонии экономических и военных программах.

Министерство юстиции (Justiitministeerium) - в его ведение, согласно Постановлению Правительства Эстонии, входит координирование проектирования и систематизация законодательства, приведение эстонского законодательства в соответствие с законодательством ЕС, организация и контроль над работой судов первой и второй инстанций, контроль над работой прокуратуры и мест заключения.

Министерство финансов (Rahandusministeerium) - в него, в частности, входят Налоговый департамент (Maksauamet), в ведении которого находится взимание налогов, контроль над уплатой налогов юридическими и физическими лицами, борьба с неплательщиками и недоимщиками, и Таможенный департамент (Tolliamet) состоящий из центрального аппарата и восьми региональных таможенных инспекций, в ведении которых находится взимание таможенных платежей и контроль над правильностью их уплаты.

В Министерство окружающей среды (Keskkonnaministeerium), в частности, входит Инспекция окружающей среды (Keskkonninspektsioon), в ведении которой находится контроль над экологической безопасностью страны.

Следует отметить, что правовые и административно-правовые вопросы находятся в ведении не только государственных, но и негосударственных правоохранительных органов, среди которых назовем адвокатуру, предприятия частной охранной деятельности, предприятия частной детективной деятельности, правовые кооперативы, общественные правоохранительные и правозащитные организации, комитеты по профилактике преступности в органах местного самоуправления, добровольные группы по охране городских микрорайонов, уездные комитеты по делам несовершеннолетних, уездные центры по профилактике преступности среди несовершеннолетних и т.д.

Таким образом, к настоящему времени в Эстонии полностью сложилась современная централизованная полицейская система, основным элементом которой стала демократическая невоенизированная полиция, пользующаяся достаточно широкой поддержкой со стороны населения (согласно опросам общественного мнения, степень доверия к полиции повысилась в несколько раз - с 17% в 1993 г. до 70% в 2007 г. и до 80% в 2009 г. <2>), а также всесторонней поддержкой со стороны органов власти.

--------------------------------

<2> URL: http://www.politsei.ee.

Полиция Эстонии вполне эффективно охраняет государство и общество от преступных посягательств и всевозможных угроз, обеспечивает общественный порядок и безопасность. Сегодня эстонская полицейская система является международно-признанной моделью.


Прокудина Е.В.

вверх