назад
05 сентября 2016 23:55 / Москва

Олимпийское право - новейшее направление спортивной юриспруденции

Олимпийское право - новейшее направление спортивной юриспруденции

Алексеев С.В.


Россия, как и все человечество, вступила в новый XXI в., названный веком знаний. Именно наука и образование во всем их богатстве и многообразии становятся сегодня главным двигателем общественного прогресса. Это в полной мере относится к научному обеспечению олимпийского движения и олимпийскому образованию.

Россия - страна, которая на протяжении многих десятилетий славной олимпийской истории находится в первых рядах олимпийского движения - самого массового общественного движения современности. Страна, которая в 1980 г. успешно провела в своей столице Москве Игры XXII Олимпиады и чей южный город Сочи получил право проведения в 2014 г. XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр.

Развитие олимпийского движения немыслимо без основополагающей роли права, которое является важнейшим инструментом регулирования отношений в данной сфере, оно формирует и совершенствует эти отношения. Вместе с тем до недавнего времени комплекс нормативных правовых актов, регулирующих сферу олимпийского спорта, в юридической литературе не был исследован. Возникла необходимость в системно изложенной и прокомментированной нормативной базе, обеспечивающей и регламентирующей все направления олимпийского движения как отрасли, с необходимым теоретическим правовым осмыслением и юридической регламентацией.

Правовая наука рассматривает систему права как объективную реальность. Научно обоснованная, грамотно структурированная система права способствует развитию права и является ориентиром для нормотворческой деятельности. Имея под собой объективную основу (реально существующие общественные отношения), данная система получает научное осмысление в трудах ученых-правоведов.

Как справедливо утверждал профессор Г.Ф. Шершеневич, "правоведение - наука живая, предназначенная служить современности, и в основании ее лежит убеждение, что ценность права обусловливается соответствием его жизни".

Одной из характерных особенностей современного международного права является определяемый реальными условиями международной жизни процесс выделения из него относительно автономных отраслей: международного экономического, международного морского, международного экологического, международного космического, международного дипломатического и консульского, международного гуманитарного, международного уголовного права <1> и др. В связи с этим вместе с обобщенным предметом правового регулирования всего международного права - международными отношениями между его субъектами - в каждой его отрасли образовался менее обобщенный и специфичный для нее предмет правового регулирования.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В.М. Международное экономическое право: В 2 т.: Учебно-методическое пособие. М., 2002; Гуцуляк В.Н. Международное морское право (публичное и частное): Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2006; Авраменко И.М. Международное экологическое право: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2005; Жуков Г.П. Международное космическое право: Учебник. М., 1999; Соловьев Э.Я. Основы дипломатического права: Учеб. пособие. М., 2005; Соловьев Э.Я. Основы консульского права: Учеб. пособие. М., 2005; Батырь В.А. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М., 2006; Лукашук И.И. Международное уголовное право: Учебник. М., 1999.

Формирование отраслей международного права - объективный процесс, вызванный многогранным и многообразным характером отношений между субъектами международного права. Для наиболее эффективного регулирования обособившейся группы отношений в определенных сферах международной деятельности и потребовалось выделение в международном праве отраслей со своими предметом и методом правового регулирования, специфическими (отраслевыми) принципами. Появление отраслей международного права объясняется также формированием систем однородных международно-правовых норм и их источников, связанных одним предметом регулирования.

Отрасли права складываются объективно, а устанавливаются наукой (как объективно существующие совокупности или определенные группы норм и их источников, составляющие обособленные и неотъемлемые объективные части общего международного права). Для возникновения и развития определенных групп норм современного международного права необходимы три объективных фактора:

1) появление новых общественных отношений в международной жизни, порожденных насущными потребностями человечества;

2) заинтересованность сообщества государств в установлении в данном срезе общественных отношений четко определенного международного правопорядка для использования в интересах всего международного сообщества;

3) установление и общее признание государствами исходных, основополагающих начал правового порядка в соответствующей сфере.

Составной частью отрасли является правовой институт, представляющий собой в соответствующей отрасли устойчивую группу правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Родственные институты могут образовывать подотрасли права.

Так, например, из международного экономического права вытекают, в частности, международное коммерческое <2> и международное банковское право <3>, из международного морского - морское рыболовное право <4>.

--------------------------------

<2> Бушуев А.Ю. и др. Международное коммерческое право: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.Ф. Попондопуло. 2-е изд., стер. М., 2006.

<3> Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право: Учеб. пособие. М., 2004.

<4> Бекяшев К.А. Морское рыболовное право: Учебник. М., 2002.

В результате развития международного спортивного права <5>, на наш взгляд, уже сегодня можно говорить о формировании в правовой системе олимпийского права, являющегося составной частью международного спортивного права.

--------------------------------

<5> Алексеев С.В. Международное спортивное право: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2008.

Олимпийский спорт связан с зарождением современного олимпийского движения (1894), с возросшей ролью Олимпийских игр в спортивной и политической жизни планеты. Удельный вес олимпийского спорта в структуре мирового спорта постоянно возрастает. Бурно развиваясь, олимпийский спорт занял видное место как в физической, так и в духовной культуре общества. При этом его общественное значение продолжает стремительно расти. Олимпийский спорт существует и развивается по собственным законам, имеет задачу достижения подлинно рекордных результатов и остается сферой максимального выявления человеческих возможностей <6>. В сфере олимпийского спорта вращаются громадные материальные и финансовые ресурсы, действуют мощнейшие стимулы как материального, так и духовного характера <7>.

--------------------------------

<6> См.: Матвеев Л.П. Чужд ли спортивный профессионализм олимпийскому спорту? // Теория и практика физической культуры. 1995. N 5-6. С. 9 - 11.

<7> Будучи сложным и многогранным общественным явлением, олимпийский спорт обладает рядом существенных особенностей. См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2010. С. 14 - 16.

В самом общем виде олимпийское право (ОП) представляет собой систему взаимосвязанных норм и правил, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в международном олимпийском движении <8>.

--------------------------------

<8> Отметим, что в связи с наличием значительного количества разного рода неправовых норм, регулирующих международное олимпийское движение, с научной точки зрения в отношении нормативного комплекса, регламентирующего спортивные отношения в олимпийском спорте, может быть, правильнее было бы говорить об олимпийском квазиправе. Однако в целях настоящего исследования понятием ОП с определенной долей условности охватываются как правовая, так и неправовая нормативная (регулятивная) сферы международного олимпийского движения. Автор учитывает при этом опыт зарубежных стран (Великобритании, США и др.), в которых проводятся интенсивные исследования по правовым проблемам международного спортивного движения, преподаются соответствующие учебные курсы.

В свою очередь, международное олимпийское движение охватывает такие основные направления, как:

1) участие международных организаций общей компетенции, например Организации Объединенных Наций, Совета Европы и др., в международном олимпийском движении; организация и деятельность международных спортивных организаций, в том числе МОК, МПК, МСФ и др., включая их взаимодействие с национальными спортивными структурами;

2) деятельность государств, национальных спортивных организаций, спортсменов и других внутренних субъектов в международных олимпийских отношениях;

3) организация и проведение международных спортивных соревнований, проводимых под патронажем Международного олимпийского комитета, в том числе Олимпийских игр <9>. Организация и проведение иных международных спортивных и спортивно-зрелищных мероприятий, конференций и симпозиумов, связанных с функционированием олимпийского спорта и олимпийского движения;

--------------------------------

<9> Область олимпийского спорта составляют далеко не только Олимпийские игры, но, например, и соревнования, на которых происходит отбор на Олимпийские игры, проводимые под эгидой международных спортивных федераций, входящих в олимпийское движение.

4) международные спортивно-трудовые и связанные с ними отношения, в частности международное движение трудовых ресурсов в сфере олимпийского спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, а также международная деятельность спортивных агентов;

5) международная материальная поддержка и иностранные инвестиции в сфере олимпийского спорта;

6) международная коммерческая деятельность в сфере спортивной промышленности, в том числе организация совместных предприятий, производящих товары олимпийского назначения, международная торговля ими;

7) отношения, связанные с международной охраной прав интеллектуальной собственности в сфере олимпийского движения, в том числе прав на олимпийскую символику, товарные марки, радио- и телеправ на спортивные мероприятия в сфере олимпийского движения;

8) международные налоговые отношения в сфере олимпийского движения;

9) травматизм, спортивная медицина и страхование в олимпийском спорте;

10) всемирная антидопинговая политика и противодействие применению допинга в международном олимпийском движении;

11) международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере олимпийского спорта;

12) урегулирование международных спортивных споров в современном олимпийском движении;

13) другие сопутствующие и смежные с названными сферы деятельности.

Указанный перечень не является исчерпывающим, он может быть расширен и включать другие виды и направления спортивной деятельности, связанной с функционированием международного олимпийского движения.

Все названные направления выделяются своей однородностью и относительной обособленностью. Вместе с тем спортивные отношения в сфере международного олимпийского движения разнятся по своему характеру. Ими могут быть как внутригосударственные отношения, включающие международный (иностранный) элемент в том или ином виде (например, экспорт (импорт) спортивных изделий и техники, связанных с организацией и проведением Олимпийских игр; продажи (трансферты) игроков зарубежным спортклубам, т.е. сделки между гражданами и организациями различной государственной принадлежности), так и истинно межгосударственные отношения властного характера (например, международное сотрудничество в борьбе с преступностью в сфере олимпийского спорта). Такая многоплановость международных правоотношений в области олимпийского движения определяется прежде всего спецификой участвующих в них субъектов <10>.

--------------------------------

<10> См.: Алексеев С.В. Указ. соч. / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2010. С. 231 - 330.

Исходя из правовой природы современного олимпийского движения и учитывая структуру, особенности перечисленных отношений как органического комплекса, следует заключить, что международные олимпийские отношения можно рассматривать в двух аспектах: с одной стороны, как объективную основу формирования олимпийского права; с другой - с позиции процесса правообразования, который завершается созданием источников, выражающих нормы ОП.

В первом случае проблема олимпийского права исследуется не в рамках научной систематики, а в пределах системы права как объективная реальность, сложившаяся на основе объединения системы взаимообусловленных норм, составляющих ОП как нормативный комплекс. Во втором случае, исходя из важности социальных факторов, детерминирующих сущность и содержание правовых норм, особое внимание обращается на общественные отношения в сфере международного олимпийского движения, предопределяющие содержание и систему источников олимпийского права <11>.

--------------------------------

<11> См.: Алексеев С.В. Указ. соч. / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2010. С. 189 - 202.

Регулятивное воздействие на общественные отношения осуществляется посредством различных методов регулирования.

Олимпийское право соотносится с международным спортивным правом как часть и целое. В этой связи круг методов олимпийского права охватывается методами международного спортивного права.

Вместе с тем проблематика метода регулирования в российской международно-правовой литературе разработана недостаточно.

ОП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение международных и национальных спортивных организаций, спортсменов и других субъектов международного олимпийского движения. Каким образом происходит такое целенаправленное воздействие? Если с этой точки зрения рассматривать методы ОП, то обнаружится, что методов много и их набор широк.

Можно выделить методы правотворчества и правоприменения; централизованного и децентрализованного регулирования; координации и субординации целей и интересов сторон; жесткого и мягкого регулирования.

В ОП, как и в международном праве в целом, используются регулирование посредством международных договоров (метод договорного регулирования); регулирование посредством международных обычаев (метод обычно-правового регулирования). Выделяются методы односторонних действий государств, а также двустороннего, многостороннего и универсального регулирования международных отношений.

Можно упомянуть также методы унификации международно-правовых норм; конвергенции внутренних правовых режимов; вхождения норм международного права во внутреннее право.

Особо следует выделить методы, заложенные в нормах олимпийского права. Нормы ОП, как и прочие нормы, могут нести в себе запрет, обязывание или дозволение. Есть сферы, в которых спортивные отношения необходимо регулировать методами запрета и обвязывания (например, в вопросах противодействия применению допинга, борьбы с дискриминацией в сфере спорта). И наоборот, есть сферы, достаточно открытые для волеизъявления самих субъектов ОП (например, в решении некоторых вопросов международных трансфертов, экспорта (импорта) связанных с олимпийскими играми спортивных изделий и техники). Нередко применяется сочетание названных методов.

Из этой неполной картины перечисленных методов видно, что часть из них представляет собой общеправовые методы (запреты, предписания, дозволения и др.), т.е. применяемые в том или ином сочетании во всех отраслях права, часть из них - межотраслевые (например, договорные и др.), характерные для определенной группы отраслей, в частности для отраслей международно-правового комплекса.

Олимпийское право характеризуется также специфическими (специальными) методами правового регулирования <12>. Они дополняют общие методы, применяемые в олимпийском праве, названные ранее.

--------------------------------

<12> Такой взгляд на метод правового регулирования содержится, в частности, в монографии: Правовой статус работников сельскохозяйственных предприятий / Под ред. М.И. Козыря и Г.В. Чубукова. М.: Наука, 1987. С. 19 - 22, 32 - 36.

К специальным следует отнести следующие методы ОП:

- с помощью которых выстраивается и сохраняется система международного олимпийского движения, в частности метод учреждения международных спортивных организаций, в том числе олимпийских комитетов, федераций, союзов и прочих интеграционных объединений, метод разграничения и передачи компетенции от государств и национальных спортивных организаций международным спортивным организациям, метод подразумеваемых полномочий международных спортивных организаций, метод защиты от монополизма в управлении олимпийским спортом;

- целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате деятельности субъектов международного олимпийского движения;

- учета направленности международного олимпийского движения на консолидацию общества, укрепление мира и международного сотрудничества;

- учета специфических функций олимпийского спорта - политической, экономической, коммерческой и др.;

- обеспечения равенства прав и свобод человека в сфере олимпийского спорта;

- поощрения конкуренции в олимпийском спорте, олимпийской промышленности <13>;

--------------------------------

<13> Олимпийская промышленность - это совокупность специализированных промышленных предприятий, осуществляющих производство продукции олимпийского назначения.

- соблюдения прав интеллектуальной собственности в сфере международного олимпийского движения;

- обеспечения эффективной подготовки к Олимпийским играм и сопряженным с ними международным соревнованиям, участия в них и достижения максимально высоких спортивных результатов;

- обеспечения материальной поддержки и социальной защиты олимпийцев;

- обеспечения безопасной организации и проведения учебно-тренировочных занятий и спортивных мероприятий;

- возмещения вреда здоровью, связанного с последствиями олимпийского спорта; восстановления утраченных функций после спортивных травм и перенесенных профессиональных заболеваний;

- противодействия применению допинга, в том числе допингового контроля, обеспечения равных стартовых условий и правил честной игры и соревнования;

- поддержания международного олимпийского правопорядка, в том числе методы процессуально-правового регулирования разрешения международных спортивных коллизий, в частности, посредством специализированной системы урегулирования споров, связанных с Олимпийскими играми, - международного спортивного арбитража;

- учета правил международной спортивной этики и др.

В конечном счете само ОП можно воспринимать в качестве метода обеспечения функционирования всего международного олимпийского движения.

Перед международным правом в целом и перед олимпийским правом в частности стоит задача повышения эффективности механизма международно-правового регулирования. Нередко правильно выбранный метод (или методы) обеспечивает наиболее эффективное достижение результата.

Таким образом, на наш взгляд, уже сегодня олимпийское право целесообразно рассматривать как находящуюся на стадии становления комплексную правовую структуру и дать ей следующее определение.

Под олимпийским правом можно понимать подсистему международного спортивного права, состоящую из обязательных взаимосвязанных норм, регламентирующих отношения в области международного олимпийского движения, характеризующихся их общностью и специфичностью, а также обладающую определенной автономностью в системе <14> международного спортивного права при условии, что выделение такой группы обусловлено заинтересованностью международного сообщества в более детальном и эффективном регулировании соответствующего комплекса международных отношений. Данное определение содержит необходимые атрибуты понятия олимпийского права, однако носит описательный характер и сложно для восприятия. В академических целях можно применять более лаконичную дефиницию: олимпийское право есть подсистема специальных норм международного спортивного права, регулирующих отношения, складывающиеся в международном олимпийском движении <15>.

--------------------------------

<14> Любая система - это совокупность элементов, находящихся во взаимодействии друг с другом. Система может содержать в себе подсистемы: omne majus continet in se minus ("каждое большее содержит в себе меньшее").

<15> Большое внимание формулированию понятий мы уделяем потому, что их сущность определяет круг вопросов для полномасштабной разработки и исследования ОП. На важность этого вопроса обращал внимание еще в XVII в. Рене Декарт: "Дайте понятиям точное толкование, и вы освободите мир от половины заблуждений".

Олимпийское право - одна из важнейших структур современного международного права - включает нормы как международного публичного права, регулирующего межгосударственные отношения, так и международного частного права, охватывающего отношения между частными лицами - организациями и гражданами разной государственной принадлежности.

ОП объединяет нормы международного права и национального законодательства, регулирующего спортивные правоотношения международного характера (например, российского спортивного законодательства). Внутреннее законодательство каждой страны, в той или иной степени затрагивающее вопросы международного олимпийского движения, должно содействовать укреплению международного спортивного правопорядка.

Кроме того, ОП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами в регулировании международных и внутригосударственных спортивных отношений.

Таким образом, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений.

Согласно современной теории права в последнее время происходит своего рода удвоение структуры права, которое полностью согласуется с философскими представлениями о возможности объективации того или иного явления в нескольких перекрещивающихся структурах, о существовании иерархии структур. С этой точки зрения спортивное право в качестве обособленной группы норм национального права рассматривается как комплексное образование, в котором путем введения общих понятий, институтов, приемов и принципов регулирования объединяется разнородный нормативный материал <16>. Рассматривая природу ОП, следует также подчеркнуть его комплексный характер. Однако комплексность в этом случае отличается от комплексности в рамках национального права и предполагает прежде всего объединение в его составе норм различной юридической природы, имеющих как международный, включая международное частное право и международное публичное право, так и внутригосударственный характер. Неоднородность международных олимпийских отношений, а также их субъектов, влияющая на комплексный характер их правового регулирования, не препятствует объединению всех таких отношений, так как их интегрирующим началом выступает международное олимпийское движение.

--------------------------------

<16> См.: Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник для вузов / Под ред. д.ю.н., проф. П.В. Крашенинникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2005, 2007. С. 127 - 137, 148 - 158.

В последнее время олимпийское право бурно развивается. Это объясняется, в частности, тем, что олимпийский спорт становится объектом приложения огромных финансовых средств и большой политики. Психологическое давление на спортсменов во время олимпийских и предолимпийских соревнований становится все сильнее. При этом юридические, финансовые и технологические тонкости усложняют отношения в данной сфере, что, в свою очередь, повышает потенциальную возможность конфликта между теми, кто принимает непосредственное участие в олимпийских мероприятиях, и теми, кто ими управляет и делает, в частности, на этом бизнес.

Национальным и международным судам нередко приходится выносить судебные решения по таким конфликтам, находить баланс, который заключается в том, чтобы, с одной стороны, максимально избежать, где это возможно, вмешательства в спортивные споры, а с другой - отправлять правосудие тогда, когда регулирующие или дисциплинарные механизмы спортивных организаций не срабатывают, в том числе нарушая публичный порядок.

Как показывает практика, в мире большого спорта все увереннее проявляется приверженность букве закона во всех спорах. Это естественное следствие тех огромных финансовых ставок, которые все чаще имеют место в олимпийском спорте, и возрастающего интереса к нему как средству достижения карьерных успехов, средству политических технологий. Сегодня налицо всевозрастающие возможности спортивного менеджмента влиять на судьбу и заработки спортсменов и, напротив, возрастающие возможности самих спортсменов диктовать свои условия менеджерам от спорта. Эти и другие отношения внутри современного олимпийского движения требуют качественной правовой регламентации. Причем чем выше "ставки", тем более детализированными должны быть нормы олимпийского права, чтобы предотвратить несправедливость и нарушения в данной сфере.

Формирование в структуре современного международного права комплексного правового образования - олимпийского права - позволяет решить, в частности, следующие задачи:

- придать системе управления международным олимпийским движением оптимальную управляемость, целенаправленность и гарантированность;

- создать условия для разработки долговременной программы развития этой системы;

- более четко формулировать, юридически выражать и закреплять, а также обеспечивать претворение в жизнь основных норм и принципов международного олимпийского движения;

- охватить единым нормативным регулированием международные олимпийские отношения с учетом как уже достигнутой общности в их правовом регулировании, так и сохраняющихся различий, обусловленных многообразием национальных спортивных законодательств;

- систематизировать и кодифицировать обширный международный нормативно-правовой массив, обеспечивающий олимпийскую сферу, в значительной мере преодолеть пробелы в правовом регулировании международного олимпийского движения. Это позволит одновременно существенно обновить и обогатить соприкасающиеся с ОП правовые структуры;

- предупредить, а в случае возникновения повысить эффективность разрешения в рассматриваемой сфере международных спортивных споров;

- активизировать и сделать более целеустремленной научную разработку актуальных олимпийских спортивно-правовых проблем, включая и научную концепцию развития ОП;

- способствовать улучшению подготовки в юридических вузах кадров для работы в государственных и коммерческих структурах, обслуживающих сферу физической культуры и спорта, а также совершенствованию правового обучения студентов в учреждениях олимпийского образования, физкультурных и других неюридических вузах, готовящих специалистов для физкультурно-спортивной сферы.

Таким образом, современное международное право развивается, совершенствуется, разветвляется, специализируется и детализируется по отдельным направлениям, в частности, для того чтобы эффективнее регулировать различные "участки" общественных отношений в международной сфере. Поэтому только содержательная характеристика олимпийского права, т.е. выделенная совокупность норм и анализ связанной с ними обслуживающей их системы теоретических и методических суждений, может внести окончательную ясность в проблему специфичности и статуса ОП <17>.

--------------------------------

<17> См.: Алексеев С.В. Олимпийское право. Правовые основы олимпийского движения: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2010.

Наша страна является не только великой спортивной державой, но и одним из мировых лидеров в олимпийском образовании молодежи. В 2012 г. в Сочи планируется создание первого в системе международного олимпийского движения Российского международного олимпийского университета (РМОУ). Как отметил Президент оргкомитета "Сочи-2014" Дмитрий Чернышенко, "создание Российского международного олимпийского университета в Сочи станет ключевым проектом по подготовке нового поколения высококвалифицированных спортивных менеджеров, которые примут участие в организации самых инновационных Олимпийских и Паралимпийских игр, которые станут визитной карточкой новой России" <18>. Планируется, что ежегодно в РМОУ будут обучаться сотни российских и иностранных студентов, представляющих 205 национальных олимпийских комитетов.

--------------------------------

<18> URL: http://www.rian.ru/sport/20080919/151438307.html.

В своем интервью "Российской газете", связанном с получением Россией права на организацию и проведение XXII зимних Олимпийских игр и XI зимних Паралимпийских игр 2014 г. в городе Сочи, Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, в частности, отметил, что "одной из главных проблем в проведении олимпиад у всех ее организаторов является подготовка кадров в области международного права" <19>.

--------------------------------

<19> См.: Подъемник на Олимп. Леонид Тягачев: Сочи принесет нам миллиарды // Российская газета. N 171(4434). 2007. 8 авг.

Автор считает целесообразным преподавать учебную дисциплину "Олимпийское право (Правовые основы олимпийского движения)" в Российском международном олимпийском университете, одной из кафедр которого должна, на наш взгляд, стать кафедра олимпийского права, в других специализированных учреждениях олимпийского образования, а также в физкультурно-спортивных и юридических высших учебных заведениях России. Это новый и развивающийся учебный курс, отражающий реалии дня и призванный удовлетворять запросы обучающихся.

Олимпийское право объективно по своему происхождению, содержанию, закономерностям развития и является результатом совершенствования системы и структуры права. Олимпийское право опирается прежде всего на международные спортивные отношения как органический комплекс различных видов общественных отношений, связанных с организацией и функционированием международного олимпийского движения.

Сказанное выше, требования Олимпийской хартии и многое другое превращают олимпийское право в один из важнейших и применяемых "участков" права, диктуют необходимость его глубокого изучения, широкой пропаганды и преподавания, а также активного совершенствования.

 

 

вверх