назад
06 февраля 2018 18:32 / Москва

Об авторских правах" на права человека в исторической ретроспективе

В статье предпринимается попытка раскрыть историю становления концепции естественных прав человека.

Ключевые слова: права человека, источники прав человека, концепция прав человека.

The article tries to reveal the history of formation of concept of natural rights of a man.

Key words: human rights, sources of human rights, concept of human rights.

Сегодня права человека больше, чем нормы права, сегодня они нормы культуры, морали, религии, философии, политики современного общества <1>. В иерархии современных общественных ценностей они занимают вершину пирамиды. Они, как цунами, смывают все на своем пути, не оставляя шанса никому даже подумать о том, что они из себя представляют. Права человека сегодня стали форс-мажором, который не оставляет выбора ни одному общественному строю. Непринятие прав человека означает клеймо позора в глазах свободных средств массовой информации в любом государстве мира. Принятие прав человека означает цивилизованность, демократичность, гуманность. Непринятие - отсталость, тоталитарность, нечеловечность.

--------------------------------

<1> См.: Богораз Л.И. Свобода. Равенство. Права человека. М., 1997. URL: http:// www.memo.ru/ about/ biblio/ swoboda/ chapt1.htm.

Самым удивительным в этом современном общественном феномене является то, что на содержание понятия "права человека" наложено табу. Право на содержание понятия "прав человека" "запатентовано". Права человека можно только тиражировать как форму под контролем патентообладателя в местной "аранжировке". Почему это стало возможным? Наверное, потому, что в искусственно созданной дефиниции "права человека" отсутствовало какое-либо содержание. Отсутствие содержания дало право на толкование. А если право на толкование является авторским, то отступление от эталона не является уже и самими правами человека, хотя бы их и назвать естественными. Так кто же автор?

Сегодня автором первой Декларации прав человека считают царя Персии Кира Великого, который правил этой страной в середине VI века до н.э. 12 октября по Юлианскому календарю, 7 октября по Григорианскому календарю 539 г. до н.э., Кир со своей армией без какого-либо сопротивления вошел в город Вавилон <2>.

--------------------------------

<2>См.: Kaveh Farrokh. Shadows in the Desert: Ancient Persia at War, History. 2007. Page 44.

Анализ законов Кира, запечатленных на цилиндре, позволяет выделить три основные группы прав и свобод, дарованных Киром жителям Вавилона:

1) равенство независимо от расы, религии и языка (были восстановлены все дома жителей Вавилона);

2) освобождение от рабства (всем рабам было позволено вернуться домой);

3) религиозная терпимость (восстановление всех разрушенных храмов) <3>.

--------------------------------

<3> См.: Шапур Гашеми. Цилиндр Кира Великого. URL: http:// www.iranchamber.com/ history/ cyrus/ cyrus_charter.php.

По словам Ричарда Фрайа, такие качества личности Кира Великого, как великодушие, терпимость, смелость и отвага, были восприняты греками и Александром Македонским и переданы римлянам в рамках исторической традиции <4>.

--------------------------------

<4> См.: Там же.

В то же время профессор древней истории Джозеф Вейзехефер (Josef Wiesehofer) из Германии считает, что в реальности царь Кир был столь же жесток, как и другие древние правители Ближнего Востока, например персидский царь Ксеркс. А английский историк Том Холланд (Tom Holland), специалист по правлению Кира Великого, называет попытку считать Кира первооткрывателем прав человека чушью. "Древние персы совсем не были древней формой шведских социалистов", - сказал он. Они подчеркивают, что законы, написанные на "цилиндре Кира", были своего рода пропагандой и носили чисто декларативный характер <5>.

--------------------------------

<5> См.: Цилиндр Кира - текст первой в истории Декларации прав человека? Лента новостей. Общество, наука. URL: http:// www.newsland.ru/ News/ Detail/ id/ 277218/ cat/ 69.

Тем не менее в 1971 г. "цилиндр Кира" был назван ООН первой в истории Декларацией прав человека. Копия цилиндра хранится в Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке в коридоре второго этажа, между Советом Безопасности и Экономическим и Социальным советом. Текст древних законов переведен на все официальные языки ООН, а копию цилиндра выставляют по всему миру. Сам же оригинал хранится в Британском музее <6>.

--------------------------------

<6> См.: Найден текст древней Декларации прав человека. URL: http://www.inauka.ru/news/article91266.

Следующим документом, который причисляют к источнику прав человека, считается Великая хартия вольностей - грамота, подписанная английским королем Иоанном Безземельным 15 июня 1215 г. и ставшая в последующем одним из основополагающих конституционных актов Великобритании <7>.

--------------------------------

<7> См.: Материалы Википедии. Великая Хартия вольностей. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

Исследователи прав человека отмечают, что Хартия уничтожила произвольный характер королевского вмешательства в области суда и права. В соответствии с параграфом 17 Хартии был окончательно учрежден в Вестминстере Суд общих тяжб, теперь не зависящий от личности короля. До этого он оставался разъездным органом, передвигавшимся вместе с королем.

В области личных прав и свобод граждан были закреплены следующие:

- право свободного перемещения по воде и суше (параграф 42);

- свободный выезд из государства и возвращение в него (параграф 42);

- ни один свободный человек не может быть арестован и заключен в тюрьму или лишен имущества или каким-либо другим образом обездолен иначе как по законному приговору равных его и по закону страны (параграф 39) (речь идет о баронах).

Необходимо отметить, что параграфы 39 и 40 Хартии явились фундаментом гражданской свободы. Под свободным человеком в параграфах 39, 34 бароны разумели прежде всего самих себя. Весьма конкретные параграфы Хартии со временем получали все более и более широкое истолкование и превращались в формулы широких принципов гражданской и политической свободы. Лишь в XVII и XVIII вв. в параграфы 39 и 40 был вложен тот широкий смысл, который сделал их воплощением широкого теоретического принципа.

Д.М. Петрушевский дал следующую оценку Великой хартии вольностей: "Великая хартия есть мирный договор, заключенный королем с баронами после победы, одержанной над ним баронами совместно с другими элементами английского общества. До тех пор королевская власть безраздельно господствовала над английским обществом, и тот правовой строй и гражданский порядок, который существовал в нем, свою высшую санкцию находил в ней, в ее соизволении, поскольку она видела в нем необходимое условие своей собственной силы. Одержав победу над королем, бароны заставили его торжественно признать юридически незыблемыми и их собственные права, и тот гражданский порядок, который охранял права и интересы всех свободных людей английского королевства, и узаконить протест "общины всей земли" против их нарушения им или его чиновниками" <8>.

--------------------------------

<8> Петрушевский Д.М. Великая Хартия вольностей и конституционная борьба в английском обществе во второй половине XIII века. М., 1915. С. 52.

По мнению Д.М. Петрушевского, это был первый шаг Англии к реорганизации государственного строя на началах народного представительства.

В 1349 г. король Эдуард III и его совет издают первый акт Рабочего законодательства "Ордонанс о рабочих и слугах", который урегулировал отношения, связанные с наемным трудом. Данный статут был направлен на разрешение конфликтов, которые возникали между нанимателями в лице мелких и средних земледельцев в деревне (ремесленников и купцов в городе) и наемниками, которые были представлены малоземельным и безземельным крестьянством в деревне (подмастерьями, сезонными рабочими, мелкими ремесленниками в городах). Статутом 1351 г. устанавливались ставки оплаты строительных рабочих и цены на товары основных ремесленных профессий <9>. В определенном смысле, давая оценку этим актам, можно говорить, на наш взгляд, о Статутах 1349 - 1351 гг. как о первоисточниках экономических прав человека.

--------------------------------

<9> См.: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М.: Гос. изд. юр. лит., 1961.

В 1689 г. также в Англии был принят Билль о правах. Из тридцати пунктов Билля о правах только два содержат постановления, выраженные в форме правомочий, предоставленных подданным: право подавать петицию королю (пункт 5) и право подданных протестантов носить оружие для своей защиты согласно сословному положению каждого из них (пункт 7), и одна статья обеспечивает свободу слова депутатам парламента <10>.

--------------------------------

<10> См.: Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. М., 1905. С. 38.

Таким образом, анализ английских источников прав человека показывает, что индивид приобретает права благодаря государству, которые на протяжении Средних веков постепенно отчуждаются от власти короля в пользу притязаний сословий по мере развития их частнособственнических корпоративных интересов.

Совершенно иное представление о природе прав человека появляется в конституциях Американских Штатов. Согласно американским декларациям о правах человека индивид становится субъектом прав не благодаря государству, а благодаря вечным неотчуждаемым правам индивида как форме выражения его притязаний к государству.

С 6 мая по 29 июня 1776 г. конвент Союза колоний рассматривал Конституцию штата Виргиния, который первым из одиннадцати штатов представил ее на рассмотрение. Введением к ней стал торжественный Билль о правах (bill of rights), принятый конвентом. Его автором был Джордж Мэзоп <11>.

--------------------------------

<11> См.: Там же. С. 16.

Эта декларация послужила образцом и для всех остальных Штатов, в том числе и для декларации Конгресса Соединенных Штатов, которая была провозглашена через три недели после принятия Виргинской декларации. Проект декларации Соединенных Штатов составил гражданин штата Виргиния Джеферсон.

В 1778 г. во Франции вышел перевод американских конституций.

Провозглашение учредительным собранием прав человека и гражданина французским Учредительным собранием 8 сентября 1789 г. вызвало противоположные оценки со стороны европейских современников.

Французы называли декларацию откровением во всемирно-историческом значении, "катехизисом" принципов 1789 г., вечной основой государственного строя, самым драгоценным даром, принесенным Францией человечеству <12>.

--------------------------------

<12> См.: Там же. С. 1.

Другие, такие как Борк, Бентам, Тэн, напротив, критиковали декларацию за ее бессодержательность, отвлеченные формулы, допускающие самое разнообразное толкование. Они говорили, что ее бессодержательный пафос, выраженный в отсутствии обязанностей, затуманивает спокойное суждение, разжигает страсти, убивает чувство долга. Французские ученые того времени видели истоки декларации в "Общественном договоре" Жан-Жака Руссо. Так, автор истории политических учений Жане утверждал, что положения трактата Руссо оказали огромное влияние на Французскую революцию и послужили источником французской Декларации прав человека и гражданина.

Несмотря на различные суждения относительно содержания данной декларации, само ее появление способствовало развитию в странах континентальной Европы представления о субъективных публичных правах индивида.

Раньше общие права подданных мыслились только в виде обязанностей государства, а не явно выраженных юридических притязаний отдельных лиц. Таким образом, декларация создала в положительном праве в полном объеме понятие субъективного права отдельного члена государства по отношению к государству как к целому, известное ранее только естественному праву. Французская Конституция от 16 сентября 1791 г. первой сформулировала права человека и гражданина в качестве обеспеченных Конституцией прав. Вслед за французской Конституцией под влиянием Декларации прав человека и гражданина в конституциях континентальных государств стали включаться подобные перечни прав, отражающие особенности той или иной страны: Нидерланды - в 1798 г., Швеция - в 1809 г., Испания - в 1812 г., Норвегия - в 1814 г., Бельгия - в 1831 г., Либерия - в 1847 г., Дания - в 1849 г., Пруссия - в 1850 г. <13>.

--------------------------------

<13> См.: Права человека. Краткая история понятия. Washington ProFile. URL: http://relax.mignews.com.ua/articles/112913.html.

"Евроатлантическая", а точнее "североамериканская", концепция прав человека свое распространение в России получила, по мнению проф. А.Х. Саидова, в трудах А.Н. Радищева, который одним из первых развивал представление о свободе и равенстве всех людей, о договорном происхождении государства, о неотчуждаемых правах человека на свою жизнь, собственность, свободу мысли, слова <14>.

--------------------------------

<14> См.: Саидов А.Х. Международное право прав человека: Учебное пособие / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2002. С. 53 - 55.

С точки зрения проф. В.С. Нерсесянца, наряду с А.Н. Радищевым естественную свободу и равенство всех людей, неотчуждаемые права человека чуть ранее отстаивали и декабристы <15>.

--------------------------------

<15> См.: Права человека: Учебник / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 2003. С. 79 - 80.

Наиболее полно вопрос распространения "евроатлантических" взглядов на права человека в России в XIX в. освещен в коллективном труде "Права человека. История, теория и практика" под руководством проф. Б.Л. Назарова. Но и здесь С. Пяткина первыми распространителями идеи прав человека считает декабристов. В вопросе первовыразителя идей прав и свобод личности автор отмечает Е. Пугачева, возглавившего крестьянское движение в 1773 - 1775 гг. "Манифесты" Пугачева, по мнению С. Пяткиной, выражали идею свободы как воли <16>.

--------------------------------

<16> См.: Права человека. История, теория, практика: Учеб. пособие / Под ред. Б.Л. Назарова. М., 1995. С. 84 - 88.

Вопрос о правах человека не утихал на протяжении XIX в., породив два течения в русской интеллигенции - "западников" (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский) и "славянофилов" (Ф.М. Достоевский, И.С. Аксаков, К.С. Аксаков, А.С. Хомяков, Ю.И. Самарин). В России наметилась тенденция развития четко очерченного западного вектора формирования и реализации прав человека. Это нашло свое отражение в первой русской Конституции, состоявшей из манифеста 17 октября 1905 г. и новой редакции "Основных законов" от 23 апреля 1906 г. Во второй главе "О правах и обязанностях российских подданных" положения преамбулы во многом соответствовали Декларации прав человека и гражданина 1789 г. <17>.

--------------------------------

<17> См.: Козин В.И. К вопросу о Конституции России 23 апреля 1906 года // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 24. С. 26 - 28; Александров К. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке // Новое время. 2006. N 16. С. 34 - 37.

Российская империя с 1906 г. де-факто приобрела статус конституционной монархии, гарантирующей в полной мере все основные права и свободы для своих подданных, отразив в Основных законах западную концепцию прав человека.

Тем не менее события начала XX в. показали, как "евроатлантическая" концепция прав человека, завладев умами российской интеллигенции в XIX в., в начале века XX законодательно оформившись, привела к концу своего существования не только монархический строй, но и Российскую империю.

То же самое произошло и с советским строем и СССР в конце XX в., который, зарождаясь под лозунгами подлинно демократических прав и свобод человека, переродился в жесточайшую диктатуру и подавление всяких прав и пал от той же самой "евроатлантической" концепции прав человека в начале 1990-х годов.

Неудивительно, что Россия как молодое республиканское демократическое государство возродилась под лозунгами той же "евроатлантической" концепции прав человека. Но это была уже не Российская империя, и это был уже не СССР. Так что же будет с Россией в будущем?..

На наш взгляд, положительный контекст ответа на поставленный вопрос может быть найден только в разработке российской концепции прав человека и гражданского общества, отражающих наше историческое понимание прав человека как национальной ценностной категории в рамках развития восточноевропейской цивилизации.

До появления российской концепции прав человека вполне обоснованные притязания на эталонную универсальность прав человека как авторского бренда демократического государства, в том числе и в отношении России, по праву остаются за североамериканской концепцией прав человека (Декларация независимости 1776 г., Конституции 1787 г., Билль о правах) и за ее первой европейской "интерпретацией" - французской Декларацией прав человека и гражданина 1789 г.

 

Автор: А.Н. Афанасьев.
вверх