назад
17 сентября 2016 18:10 / Москва

О некоторых методах оперативно-розыскной деятельности, применяемых в целях выявления преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней

О некоторых методах оперативно-розыскной деятельности, применяемых в целях выявления преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней

Кучин О.С.


Статья посвящена основным положениям криминалистической теории выявления преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Впервые освещаются основные положения теории выявления указанных преступлений, роль в этом оперативно-розыскной деятельности, а также раскрывается соотношение этой деятельности и криминалистической методики.

Ключевые слова: драгоценные металлы, природные драгоценные камни, оперативно-розыскная деятельность, тактические комбинации, оперативные игры, частная методика выявления преступлений, уголовные дела, сфера незаконного оборота.

About certain methods of operative-research activity used in the aims of crimes in the sphere of illegal turnover of precious metals and natural stones disclosure

O.S. Kuchin

The article is devoted to the basic points of criminalistics theory on disclosure of crimes in the sphere of illegal turnover of precious metals and natural stones and the role of operative-research activity in this process.

Key words: precious stones, operative-research activity, tactical combinations, operative games, sphere of illegal turnover.

В процессе борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней необходимо сочетание и взаимодействие криминалистических и оперативно-розыскных тактических приемов, направленных на выявление и дальнейшее расследование этого вида преступлений.

В настоящее время ситуация в сфере добычи драгоценных металлов и природных драгоценных камней существенно осложнилась и все более приобретает криминальный характер. Как справедливо заметил И.Н. Кожевников, "высокая стоимость драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга при незначительном пространственном объеме и высокой степени сохранности вызывает интерес преступников" <1>. Не менее 40% добываемого золота укрывается от учета, похищается и реализуется многочисленным коммерческим структурам, в том числе за пределами Российской Федерации <2>.

--------------------------------

<1> Кожевников И.Н. Расследование преступлений в сфере экономики. М., 1999. С. 318.

<2> Есипов В.М. Теневая экономика. М., 1998. С. 84.

В 1990 - 1995 гг. органы внутренних дел выявили более 25,5 тыс. таких преступлений, при этом изъято 1,2 т золота, 104 кг платины, 18,3 т серебра, 47 кг 590 г драгоценных камней <3>. По данным официальной статистики МВД РФ, преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней, на территории России было выявлено: в 2003 г. - 1856, в 2005 г. - 1696, в 2007 г. - 1529 <4>.

--------------------------------

<3> Кучин О.С. Криминалистическое определение незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней // Дальневосточные криминалистические чтения. 2002. Вып. 7. С. 104.

<4> Официальный сайт МВД РФ: URL: http://www.mvd.ru.

Как показывает проведенное исследование, почти 100% уголовных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней возбуждаются по материалам оперативных разработок, проводимых специализированными подразделениями МВД РФ и ФСБ РФ. Это одна из основных особенностей преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней (ст. ст. 191 - 192 УК РФ). Причем криминалистическая группа данных преступлений включает множество различных составов, объединенных общим предметом преступного посягательства - драгоценными металлами и природными драгоценными камнями в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий <5>.

--------------------------------

<5> Кучин О.С. Криминалистическое определение незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней // Современные направления теоретических и прикладных исследований. 2007. Т. 10. С. 58 - 63.

Ф.В. Глазырин еще в 1966 г. установил, что наиболее распространенный повод возбуждения уголовных дел, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов, природных драгоценных камней и жемчуга, - непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания <6>. К аналогичному выводу пришли Г.М. Шевцов <7> в 1975 г. и В.В. Донец <8>. Это подтверждается и официальной статистикой органов внутренних дел. Так, в Московской области в 2003 - 2005 гг. было возбуждено 165 уголовных дел по ст. 191 УК РФ. Все преступления были выявлены по результатам ОРД <9>. По сведениям ГУВД по Кемеровской области, в 2000 - 2005 гг. по преступлениям указанной категории было возбуждено 47 уголовных дел, все выявлены в ходе проведения оперативных разработок <10>. По данным УВД по Амурской области, процент выявления преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней по материалам оперативно-розыскной деятельности составил в 2003 г. - 98,7%, в 2004 г. - 99,7%, в 2005 г. - 99,8% <11>. Выявление указанных преступлений в ГУВД по Краснодарскому краю также составляет 100% <12>. Данные преступления характеризуются очень высоким уровнем латентности. Они практически не выявляются по обращениям граждан, сообщениям учреждений, организаций или по материалам прессы, в ходе проведения официальных проверок, в том числе при осуществлении прокурорского надзора. Прежде всего это объясняется спецификой данного вида преступлений и тем, что для принятия решения о возбуждении уголовного дела необходимо обнаружить и изъять указанные ценности из сферы незаконного оборота, провести их предварительное химическое, геолого-минералогическое или геммологическое исследование, т.е. идентифицировать их как предмет преступного посягательства.

--------------------------------

<6> Глазырин Ф.В. Расследование нарушений правил о валютных операциях и спекуляций валютными ценностями. М., 1966. С. 4.

<7> Шевцов Г.М. Проверка материалов и возбуждение уголовного дела при расследовании хищений промышленного золота // Проблемы советского государства и права. Иркутск, 1975. Т. 11 - 12. С. 147.

<8> Донец В.В. Квалификация и расследование уголовных дел о незаконном обороте. М., 2000. С. 32 - 35.

<9> Справка ГУВД по Московской области от 13 апреля 2006 г., исх. N 14/2893.

<10> Справка ГУВД по Кемеровской области от 20 апреля 2006 г., исх. N 6/25-438.

<11> Справка УВД по Амурской области от 25 мая 2006 г., исх. N 5/1642.

<12> Справка ГУВД по Краснодарскому краю от 3 июля 2006 г. исх., N 6/30-2020.

Оперативные разработки проводят не все субъекты оперативной деятельности, а специализированные подразделения БЭП криминальной милиции МВД РФ и аналогичные специализированные подразделения органов ФСБ РФ. Иногда данные преступления выявляются оперативными подразделениями таможенных органов. Как правило, сотрудники данных подразделений проходят для этого специальную подготовку.

Мероприятия по выявлению и последующему расследованию преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней составляют единое целое, это комплексная частная криминалистическая методика. Сообщение, поступающее в оперативное подразделение, может содержать информацию:

1) о том, что у лица (лиц) хранятся драгоценные металлы или природные драгоценные камни, т.е. имеются признаки преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ;

2) о том, что лицо, хранящее у себя драгоценные металлы или природные драгоценные камни, намеривается их сбыть и с данной целью подыскивает покупателя;

3) о том, что на предприятии лицом или группой лиц совершаются хищения драгоценных металлов или природных драгоценных камней;

4) о том, что на определенном участке местности лицом или лицами проводится незаконная разработка недр для извлечения драгоценных металлов и природных драгоценных камней;

5) о том, что лицо или группа лиц (организованная группа) занимаются незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней, в том числе их скупкой, хранением, транспортировкой и сбытом, а также незаконным перемещением за границу.

Подобная информация, как правило, поступает в оперативное подразделение не случайно, а целенаправленно, по специально создаваемым оперативным каналам, так как сотрудниками специализированных подразделений систематически проводятся ОРМ для получения указанных сведений. В отношении "криминального рынка" драгоценных металлов и природных драгоценных камней постоянно проводится комплекс ОРМ, поэтому незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней и лица, принимающие в нем участие, находятся под непрерывным оперативным контролем.

Первым способом получения первичной информации о преступлениях и принятия мер по дислокации и расстановке оперативных позиций специализированного подразделения является проведение оперативно-экономического анализа криминогенной обстановки, например, на крупном добывающем или перерабатывающем предприятия, на административной территории, где сосредоточены добывающие или перерабатывающие предприятии, в том числе на территории субъекта Федерации, а также возможных нелегальных каналов сбыта, перемещения ценностей, находящихся в незаконном обороте.

Второй способ - оперативное прикрытие потенциальных каналов сбыта драгоценных металлов и природных драгоценных камней, поступивших в незаконный оборот.

Третий способ - постоянное оперативное наблюдение за лицами, состоящими на специальном учете.

Первичная информация должна быть предварительно проверена для ее уточнения. Информацию о потенциальных объектах оперативной разработки по делу оперативного учета получают еще до заведения этих дел. За пределами оперативной разработки проводится большой объем ОРМ, которые направлены на уточнение первичной информации и установление проходящих по ней лиц. В дальнейшем ставится вопрос о заведении дела оперативного учета и проведении оперативной разработки. Она позволяет целенаправленно использовать весь арсенал средств и методов ОРД, надлежащим образом фиксировать всю поступающую полезную информацию, конспирировать процесс выявления преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней и устанавливать лиц, их совершивших. Посредством оперативной разработки можно проникать в конспиративную деятельность преступников, устанавливать факты и обстоятельства, необходимые для выявления их преступной деятельности, получать информацию, обобщение которой способствует рациональной расстановке сотрудников и совершенствованию оперативно-розыскной тактики.

Оперативная разработка по уголовным делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней, направлена:

1) на обеспечение развития первичной и иной информации о выявленных признаках незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней и лицах, участвующих в данном обороте;

2) на установление и подтверждение преступной деятельности фигуранта разработки;

3) на проведение оперативно-тактических комбинаций и оперативных игр, направленных на фактическое установление наличия драгоценных металлов и природных драгоценных камней в сфере незаконной деятельности фигуранта;

4) на проведение ОРМ с целью получения доказательств преступной деятельности фигуранта разработки;

5) на оперативное сопровождение преступной деятельности фигуранта разработки;

6) на возбуждение по результатам разработки уголовного дела и оперативное сопровождение предварительного расследования.

Оперативно-розыскная деятельность по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней на первоначальном этапе носит в большей мере разведывательный характер. Оперативный сотрудник для получения первичной информации проводит определенные мероприятия по разработке среды, в которой существует незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней, и лиц, его осуществляющих. Данная среда является криминальной, поэтому деятельность оперативного сотрудника в основном негласная.

Основную роль в конспиративном изучении и проникновении в сферу незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней играют агентурные мероприятия, проводимые в рамках оперативно-розыскной деятельности органов МВД РФ и ФСБ РФ. Опыт показывает, что невозможно обеспечить выявление преступлений в названной сфере без привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству. Автор полностью согласен с мнением А.В. Шахматова о том, что "вековая практика использования негласных сил, средств и методов полицейскими и специальными службами разных стран в борьбе с политической и общеуголовной преступностью показывает, что первое место среди них, даже при результативности современной электронной разведки, справедливо занимает агентурный метод" <13>.

--------------------------------

<13> Шахматов А.В. Агентурная работа в оперативно-розыскной деятельности (теоретико-правовое исследование российского опыта): Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2005. С. 5.

Агентурный метод <14> в проведении ОРМ по линии борьбы с незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней был и остается основным в негласной практической деятельности по выявлению указанных преступлений, он является формой реализации права оперативных подразделений на привлечение граждан на конфиденциальной основе к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий и возможности самих граждан использовать свое право на защиту своих прав и законных интересов в борьбе с преступностью. Следует указать, что работа А.В. Шахматова - одна из первых, где проведено исследование агентурной деятельности органов внутренних дел. В ней раскрываются, в частности, закономерности применения агентурного метода в практической деятельности, а также развития теоретико-методологических исследований <15>. Существуют группы агентов, которые разграничиваются прежде всего по стоящим перед ними целям и задачам. Агентура, которая используется оперативными подразделениями при разработке среды незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней, должна иметь возможность внедрения, легализации в криминальной сфере и обладать определенными навыками в сборе и передаче значимой разведывательной информации.

--------------------------------

<14> В теории ОРД термин "агентурный метод" обычно заменяется термином "оперативное внедрение" (п. 12 ч. 1 ст. 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности"). Лишь в Литве законодатель обозначил деятельность конфидентов - информаторов, внедренных в преступные группы (сообщества), термином "агентурный метод".

<15> Шахматов А.В. Указ. соч. С. 398.

Использование такого содействия получило широкое распространение в работе оперативных подразделений правоохранительных органов. Это свойственно не только российской, но и мировой полицейской практике, ибо без использования института негласных помощников часто бывает невозможно выявить совершаемые преступления <16>. Опасность преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней состоит в первую очередь в их скрытом, замаскированном характере, затрудняющем реализацию принципа неотвратимости наказания. Этим предопределяется тот факт, что эффективно решать специфические задачи оперативных подразделений по выявлению указанных преступлений без использования негласных средств невозможно. При этом агентурный метод имеет доминирующее значение.

--------------------------------

<16> Там же. С. 159.

Агентурный метод - это метод негласного получения необходимой информации путем использования специально подобранных и внедренных людей в противоборствующей или противостоящей среде (в нашем случае - в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней) <17>.

--------------------------------

<17> Шиверский А.А. Защита информации: проблемы теории и практики. М., 1996. С. 41 - 43; Образцов А.А. Выявление и разоблачение преступника. М., 1997. С. 254; Херцог Л. За фасадом права. Методы работы новой тайной полиции. М., 1990. С. 52 - 54; Практика уголовного сыска: Науч.-практ. сб. / Под ред. А.И. Алексеева. М., 1998.

Конфиденциальное сотрудничество лиц с сотрудниками оперативных подразделений по борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней отражает не только волеизъявление двух указанных сторон, но и конкретную обстановку, в которой они заключили соглашение о сотрудничестве, а также личные и деловые возможности негласных помощников и задачи оперативно-розыскных подразделений, которые решаются с их помощью.

Различной может быть цель привлечения граждан к конфиденциальному сотрудничеству. Одни из них привлекаются для подготовки оперативно-розыскных мероприятий, другие - для непосредственного участия в их осуществлении. Указанные негласные сотрудники могут подбираться из числа специалистов, обладающих познаниями в различных отраслях науки, техники, экономики, среди иных лиц, располагающих необходимыми возможностями и доступом к объектам, где планируется проведение оперативно-розыскного мероприятия. Прежде всего это касается наиболее значимых, трудоемких оперативно-розыскных мероприятий, требующих дополнительных благоприятных условий их организации и проведения (проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, подготовка конспиративных мест и условий встреч с агентами и пр.). Вместе с тем такое назначение агентов не исключает их привлечения и к другим ОРМ.

Разновидностью конфиденциального содействия является непосредственное участие агентов в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на решение конкретных задач оперативной разработки фигурантов. Сюда относится, например, оперативное внедрение агента в преступную группу или криминальное сообщество и дальнейшее его участие в их разработке.

Конфиденциальное сотрудничество может быть кратковременным или длительным. В работе подразделений по борьбе с незаконным оборотом драгоценных металлов и природных драгоценных камней доминирует длительное сотрудничество агентов с оперативными сотрудниками, поэтому между агентом и сотрудником устанавливаются прочные доверительные отношения, используются маршрутные возможности агентов, а также предъявляются повышенные требования к соблюдению конспирации при встречах и получении информации. В деятельности указанных подразделений преобладает привлечение лиц к конфиденциальному сотрудничеству на контрактной основе. Такая агентура ведет по заданиям оперативных сотрудников активную оперативно-разведывательную деятельность по выявлению фактов незаконного оборота указанных ценностей и своевременному сообщению интересующей информации оперативному подразделению. В данной ситуации деятельность агента является одним из источников его существования, он получает постоянное денежное вознаграждение и компенсацию понесенных расходов. Эти агенты имеют оперативную легенду, для ее подтверждения им могут выдаваться различные документы прикрытия.

Необходимо подчеркнуть, что основным условием конфиденциального сотрудничества гражданина с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, является его обязанность сохранять в тайне сведения, полученные в ходе такого сотрудничества, и сам факт сотрудничества. Это связано с тем, что агенты, как правило, располагают информацией, разглашение которой может нанести непоправимый ущерб как подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий, так и иным отношениям, охраняемым законом. ФЗ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" относит к государственной тайне в области оперативно-розыскной деятельности следующие сведения: о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если они раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность <18>.

--------------------------------

<18> В редакции Федерального закона от 6 октября 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной тайне" // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

Автор разделяет точку зрения А.Г. Маркушина и А.В. Шахматова о том, что привлечение граждан к негласному сотрудничеству должно отвечать требованиям целесообразности и добровольности. Выдвигаемые цели должны быть актуальными, достаточно сложными и, как правило, долгосрочными <19>.

--------------------------------

<19> Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. Н. Новгород, 1997. С. 72 - 73; Шахматов А.В. Указ. соч. С. 167.

В настоящее время в юридической литературе, посвященной агентурной работе, распространено мнение, что "секретное сообщение доказательственной силы вообще не имеет. Оно может быть толчком к сбору доказательственных материалов для проверки" <20>. Я также придерживаюсь мнения, что сообщение агента не может рассматриваться как доказательство. Кроме того, легализация агентурной информации как доказательств по уголовным делам, по моему убеждению, может нанести непоправимый вред самой агентурной работе правоохранительных органов и спецслужб по выявлению преступлений.

--------------------------------

<20> Неизвестная разведка // Щит и меч. 1990. N 3.

Признание агентурного сообщения доказательством или вызов и допрос агента в качестве свидетеля по уголовным делам в итоге приведет к его расшифровке и невозможности дальнейшего использования. Также это вызывает упрощение всех принципов агентурной деятельности, ее тактики и меняет ее назначение. Так, при проведении оперативно-розыскных мероприятий по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней автор данной статьи всегда стремился к максимальной зашифровке деятельности конфидентов по делам оперативного учета, по результатам которых возбуждались уголовные дела. Это позволяло сохранить оперативные позиции в среде незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней и даже усиливать их, что в дальнейшем положительно влияло на деятельность подразделения по выявлению указанных преступлений и повышению ее качества и результативности.

В качестве примера организации агентурной работы за рубежом можно привести то, что в США осведомители ФБР (по российской терминологии - негласные агенты) никогда не дают показаний в суде по уголовным делам <21>.

--------------------------------

<21> Там же.

Деятельность оперативных подразделений по выявлению преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней носит объективно разведывательный характер. В данной ситуации можно говорить о создании подразделений криминальной экономической разведки, одна из основных целей которых - получение информации о незаконном обороте драгоценных металлов и природных драгоценных камней на территории Российской Федерации и его движении за пределы страны, а также о нелегальном поступлении этих ценностей на территорию России.

Оперативная информация в таком случае представляет собой разновидность разведывательной информации. Здесь можно придерживаться терминологии, используемой в разведке и разведывательной деятельности спецслужб. "Разведка - это процесс, при котором информация получается, проверяется и становится доступной для государственных деятелей. Информацией называются сырые данные из любого источника, которые могут быть отрывочными, противоречивыми, недостоверными, двусмысленными, вводящими в заблуждение или неверными. Данные разведки - это информация, которая была собрана, объединена, оценена, проанализирована и интерпретирована. Конечные данные разведки - это конечный результат разведки, готовый к представлению политическому деятелю. Тремя типами конечных данных разведки являются следующие: основные, текущие и оценочные. Основные данные разведки обеспечивают базовый и фактический материал по конкретной стране или проблеме. Текущие данные разведки сообщают о новых изменениях. Оценочные данные разведки позволяют судить о возможных последствиях. Эти три типа дополняют друг друга: основные данные разведки - это фундамент, на котором строятся остальные данные; текущие данные разведки позволяют пересматривать представление о стране и давать рекомендации по сбору основных и текущих данных разведки" <22>.

--------------------------------

<22> Географический справочник ЦРУ / Под ред. К. Жвакина; пер. с англ. В. Харитонова. Екатеринбург, 2005. С. 3.

Исходя из аналогии приведенных мной понятий можно сказать, что оперативная информация является первичной информацией, получив которую оперативное подразделение начинает ее проверку, анализ, оценку, сопоставление с информацией, полученной от других агентов или из других источников. В случае подтверждения полученного агентурного сообщения оперативный сотрудник принимает решение о заведении дела оперативного учета и проведении оперативной разработки. Качество разработки и ее результат будут зависеть от надежности и профессионализма агента, профессионализма оперативного сотрудника и примененного им комплекса ОРМ, направленного на выявление преступления и получение доказательств, которые должны быть уже заложены в результатах проводимых им ОРМ. В дальнейшем они должны получить криминалистическую оценку с учетом методики доказывания по данным преступлениям.

В настоящее время две юридические науки - криминалистика и оперативно-розыскная деятельность - существуют самостоятельно. По моему мнению, это вполне обоснованно, но данное положение не должно порождать антагонизм этих наук, сводиться к спору: какая из них важнее в разработке научных положений о борьбе с преступностью. Вместе с тем при разработке научной теории комплексной криминалистической методики и оперативно-розыскного обеспечения выявления и расследования преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней, как ни в какой другой, прослеживается существенное значение соотношения и взаимодействия оперативно-розыскной и криминалистической деятельности. Интересна позиция А.М. Ларина, который предлагает "говорить о третьей - оперативно-розыскной криминалистике, лежащей на пересечении следственной криминалистики и теории оперативно-розыскной деятельности. Эта деятельность состоит из оперативно-розыскных мероприятий (работа с агентурой, негласное наблюдение и др.), направленных на получение сведений о преступлениях, преступниках и обстоятельствах, способствующих совершению преступлений" <23>. Последнее подтверждается практикой выявления и расследования преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней.

--------------------------------

<23> Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика: Науч.-практ. и учеб. пособие. М., 1996. С. 27.

Необходимость использования ОРД при выявлении рассматриваемых преступлений определяется:

1) наличием замкнутой преступной среды, специализирующейся на незаконном обороте драгоценных металлов и природных драгоценных камней (ОПГ по национальному признаку, группы скупщиков и потребителей и т.п.), проникновение в которую осложняется в силу конспирации, строгой дисциплины внутри преступных групп;

2) распределением сфер преступной деятельности (расхитители, лица, незаконно добывающие драгоценные металлы и природные драгоценные камни, скупщики, курьеры, потребители, контрабандисты и т.п.) и возникновением на этой основе тщательно маскируемой системы отношений;

3) высоким преступным профессионализмом и преступной квалификацией;

4) наличием организованной преступности в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней.

Оперативно-розыскная деятельность обеспечивает решение сложных задач борьбы с преступностью в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Выделение в отдельный блок методики выявления преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней, обусловлено тем, что уголовные дела по данному виду криминальной деятельности, как указывалось выше, возбуждаются только по материалам деятельности оперативных подразделений, т.е. с момента получения информации о преступлении и начала оперативной разработки. На данном этапе направляющей и ориентирующей в методике является оперативно-розыскная деятельность, при помощи которой устанавливается сам факт совершения преступления и выявляются все его признаки. С момента реализации материалов разработки и возбуждения уголовного дела приоритет отдается криминалистической деятельности. При этом оперативно-розыскные мероприятия ориентируют следователя при планировании и разработке тактики следственных действий и определении направления расследования.

Тактика выявления преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней объективно вытекает из криминалистического определения этого оборота. Надо отметить, что незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней как криминальное социальное явление возникает с момента или незаконного завладения данными ценностями, или незаконного извлечения данных ценностей из недр, т.е. их преступного изъятия из владения собственника (государства, юридического лица, индивидуального предпринимателя). Дальнейшее движение ценностей в сфере незаконного оборота считается многоступенчатым: от скупщика к перекупщику и т.д. до криминального потребителя, после которого драгоценные металлы или природные драгоценные камни в легализованном виде (в основном в виде ювелирных или иных бытовых изделий) попадают в законный оборот, т.е. выходят из сферы криминального оборота. Основой, на которой держится весь незаконный оборот драгоценных металлов и природных драгоценных камней, выступает сфера незаконного потребления данных ценностей. Она состоит из криминальных каналов сбыта и потребления драгоценных металлов и природных драгоценных камней, а также из путей легализации изделий из них. Поэтому сфера потребления и легализации этих ценностей должна находиться под постоянным оперативным прикрытием со стороны правоохранительных органов. Специализированные подразделения правоохранительных органов, разрабатывая сферу незаконного оборота, должны создавать мощные агентурно-оперативные позиции в зонах активной деятельности лиц, занимающихся данной криминальной деятельностью.

Такими зонами являются:

1) территории, где имеется возможность незаконно извлекать из недр драгоценные металлы или природные драгоценные камни (законсервированные месторождения, заброшенные полигоны, отвалы, действующие полигоны, неизвестные месторождения и т.п.);

2) предприятия и лица, занимающиеся добычей, сортировкой, переработкой, аффинажем или потреблением драгоценных металлов и природных драгоценных камней (старательские артели, добывающие предприятия, вольноприносители, горно-обогатительные фабрики, аффинажные заводы, геологические и научные организации, промышленные и ювелирные предприятия);

3) криминальные каналы сбыта драгоценных металлов и природных драгоценных камней (зубные техники, частные ювелиры, ломбарды, валютчики, коллекционеры, оружейники, контрабандисты, владельцы ювелирных магазинов, перекупщики и т.п.).

Оперативные разработки по указанной категории дел - одни из наиболее сложных в плане профессиональной подготовленности оперативного сотрудника. В ходе проведения ОРМ по данным делам разработкой, как правило, охвачено несколько человек. В ней участвует несколько агентов, проводятся оперативно-технические мероприятия, и, естественно, возникает необходимость в сборе информации о каждом из разрабатываемых, а также информации для зашифровки каждого агента и дезинформации разрабатываемых о средствах и методах, с помощью которых удалось их установить и разоблачить.

Основным тактическим приемом разработки является проведение оперативной комбинации, направленной на то, чтобы фигурант разработки, имея при себе драгоценные металлы или природные драгоценные камни, вышел на открытую территорию, где его смогли бы задержать оперативные сотрудники с последующим обнаружением при нем указанных предметов и их дальнейшим изъятием. Для получения такого результата обычно проводят следующие ОРМ: проверочную закупку, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контролируемую поставку, а также оперативный эксперимент. При проведении оперативно-тактической комбинации, направленной на реализацию материалов разработки, нельзя допускать никаких элементов провокации, т.е. результаты должны быть получены в точном соответствии с законом и свидетельствовать о наличии у виновного умысла на совершение преступления, сформировавшегося независимо от деятельности оперативных сотрудников, а также о проведении лицом всех подготовительных мероприятий, необходимых для совершения противоправного действия и достижения желаемого им преступного результата. В ходе оперативной разработки нельзя совершать действия, направленные на то, чтобы под влиянием негласных сотрудников лица, имеющие в силу своей официальной трудовой деятельности допуск к драгоценным металлам и природным драгоценным камням или иные возможности получить их, склонялись к их похищению или незаконной добыче с последующим сбытом реальным перекупщикам.

Подобные провокационные действия следует отличать от тактической операции по разработке каналов сбыта драгоценных металлов и природных драгоценных камней, когда негласному сотруднику поручается имитация преступной деятельности по скупке указанных ценностей, что в последующем позволяет провести оперативную комбинацию по выявлению реального сбытчика и изъятию предметов преступного посягательства. Право проведения указанной тактической операции правоохранительным органам предоставлено положениями ст. 15 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".

В ходе разработки важно в каждом случае определить роль агента: необходим он для непосредственного получения интересующей информации или только для осуществления определенных действий (негласное фотографирование, наблюдение, установление специальной аппаратуры и т.п.). В зависимости от этого подбирается агент и разрабатывается его легенда, перед ним ставятся задачи и обеспечивается прикрытие его деятельности, устанавливается связь с ним.

Изучение дел оперативного учета в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней, опрос практических работников показали, что результативность использования негласных сотрудников находится в прямой зависимости от степени близости контактов конфидента с разрабатываемым. Наиболее эффективно проводятся разработки, в ходе которых конфидент находится с фигурантом в доверительных отношениях.

Уход агентуры от рискованных ситуаций или отсутствие агентурных возможностей должно компенсироваться подключением к оперативной разработке иных сил, а также дополнительных средств и методов: возможностей личного сыска, оперативных установок, скрытого наблюдения, оперативно-технических мероприятий.

Определенные возможности для выявления преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней предоставляют и оперативно-тактические комбинации, которые проводятся в момент возбуждения уголовных дел или на начальных этапах расследования выявленного преступления.

Исследование Н.Е. Мерецкого на данную тему показало, что "применение оперативно-тактических комбинаций способствует обеспечению сотрудников правоохранительных органов, занимающихся раскрытием и расследованием преступлений, надлежащими условиями их деятельности - это в общем, а в частности - условиями работы с полученной ориентирующей и доказательственной информацией о преступнике и преступлении в целом, а также условиями для развития сотрудничества между подразделениями и службами органов внутренних дел для энергичного объединения усилий при проведении следственных действий в интересах повышения раскрываемости совершаемых преступлений, чтобы ни один преступник не смог уйти от ответственности" <24>. Я согласен с Н.Е. Мерецким, который считает, что успешная реализация оперативно-тактической комбинации предполагает:

--------------------------------

<24> Цит. по: Мерецкий Н.Е. Криминалистика и оперативно-тактические комбинации. М., 2007. С. 10 - 11.

1) проведение упреждающих оперативно-розыскных и организационных мероприятий, направленных на выявление, раскрытие и расследование преступления и на нейтрализацию противодействия со стороны заинтересованных лиц;

2) решение отдельных задач оперативной разработки и предварительного расследования путем проведения оперативных и процессуальных действий в целях установления недостающих доказательств;

3) опережение действий преступников во времени и в пространстве с учетом характера противоправной деятельности и их личности, в том числе путем навязывания неудобного для них способа действий при совершении преступления, в целях их задержания в этот момент, что является решающим при реализации материалов разработки по делам о незаконном обороте драгоценных металлов и природных драгоценных камней;

4) создание необходимых условий для сообщения дезориентирующей информации лицам, осуществляющим подготовительные действия к преступлению, что фактически продолжает навязанную преступникам оперативную игру;

5) аккумуляцию знаний, полученных при изучении юридических дисциплин и судебно-следственно-оперативной практики для понимания имеющейся оперативно-следственной ситуации и предполагаемого изменения в благоприятную сторону при воздействии на нее;

6) налаженное взаимодействие оперативного работника и следователя с другими службами и подразделениями правоохранительных органов в работе по уголовному делу <25>.

--------------------------------

<25> Там же.

Устойчивая и закономерная связь перечисленных элементов означает, что при формировании необходимой целостной структуры выявления и дальнейшего расследования преступлений в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней должны приниматься во внимание научно разработанные рекомендации для широкого применения оперативно-тактической комбинации.

Изучение и анализ указанных преступлений позволяют сделать следующий вывод: преступления в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней выявляются при помощи проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий, среди которых доминирующее значение имеют агентурный метод и оперативные комбинации. Вместе с тем уже на стадии оперативной разработки возникает необходимость криминалистического обеспечения оперативной разработки, использования многих составных элементов частной методики расследования данных преступлений, среди которых большую роль играют оперативно-тактические комбинации. Поэтому на стадии выявления преступлений оперативно-розыскные и криминалистические способы представляют собой единое целое, в случае нарушения такого единства необходимого результата оперативной разработки - возбуждения уголовного дела - может и не быть. Причиной этого выступает игнорирование инициаторами разработки положений частной криминалистической методики выявления данных преступлений и чрезмерное увлечение проведением оперативно-розыскных мероприятий. В дальнейшем это приводит к тому, что фигурант разработки выходит из-под оперативного контроля. Разработка переходит в состояние простого сбора и накапливания информации в деле оперативного учета, что в дальнейшем не позволяет провести оперативную комбинацию, направленную на задержание фигуранта и изъятие у него предметов преступного посягательства, без чего возбудить уголовное дело невозможно. Если же разработка направлена на выявление потенциальных доказательств, которые оцениваются с точки зрения криминалистики и методики расследования, то она обязательно будет успешно завершена.

 

 

вверх