назад
12 июля 2016 19:50 / Москва

Новые законы США для иммигрантов

В 1996 году конгресс Соединенных Штатов Америки принял два новых федеральных закона, которые влияют на судьбу иммигрантов: "Акт 1996 года о согласовании личной ответственности и благоприятных возможностей трудоустройства" (входит в свод законов под номером 104-193, в дальнейшем - Закон о пенсиях и пособиях) и "Акт 1996 года о реформе нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов" (входит в свод законов под номером 104-208, в дальнейшем - Закон об иммиграции). Цель данной статьи в том, чтобы дать самое общее объяснение о применении этих законов и об их влиянии на судьбы лиц, иммигрирующих или желающих иммигрировать в Соединенные Штаты. Закон о пенсиях и пособиях в первую очередь затрагивает потенциальных иммигрантов, беженцев и лиц, приезжающих по так называемому "паролю". В последнее время консульский отдел американского посольства в Москве неохотно дает статус беженцев, особенно пожилым людям, а старается давать статус "пароля". В первую очередь это объясняется вступлением в силу положений нового Закона, по которому лица, приезжающие по "паролю", не имеют права на привилегии целого ряда социальных программ для беженцев. Все социальные программы, действующие на территории США, делятся на две категории - штатные и федеральные. Новый Закон о пенсиях и пособиях, являясь федеральным законом, не затрагивает штатные программы, и печально знаменитый в Америке "вэлфер" (выплата ежемесячного пособия беднякам) остается пока в силе. Замечу, что "вэлфер" тоже состоит из двух программ: одна - федеральная, и новые правила на нее распространяются; вторая - это помощь одиноким лицам и семьям без несовершеннолетних детей. Иммигранты очень быстро приходят к выводу о том, что "вэлфер" - довольно унизительная, часто повторяющаяся процедура хождения в государственное учреждение с протянутой рукой. Она обременительна для пожилых иммигрантов, так как требует регулярной отработки на тяжелых городских работах, получить освобождение от которых также обременительно и совсем не просто. Гораздо более привлекательна и менее унизительна федеральная программа "Эс-Эс-Ай" - выплата ежемесячного пособия лицам старше 65 лет и инвалидам. При решении вопроса о предоставлении привилегий по этой федеральной программе применяются два фактора. Первый - медицинский. Он предполагает наличие у человека конкретного заболевания или ряда заболеваний, симптомы которых дают основания для получения пособия. Например, тяжелый астматический бронхит, который, несмотря на лечение, дает тяжелые приступы не менее шести раз в год. Каждая госпитализация более чем на сутки засчитывается как два приступа. Расчеты производятся за двенадцать месяцев. Если медицинский фактор не срабатывает, то применяется второй - медицинско-трудовой. При применении этого фактора учитываются не только заболевания, но и возраст, опыт работы, необходимость приобретения качественно новых трудовых навыков, образование, временная давность получения этого образования и наличие опыта работы на основании полученного образования, знание английского языка. Не случайно знание английского языка поставлено на последнее место - согласно Закону оно играет самую незначительную роль. Какой бы фактор ни применялся при вынесении решения, медицинская история больного в прошлом имеет большое значение. Поэтому утверждение, что медицинские документы из страны выезда не играют никакой роли, ошибочно. Новый Закон о пенсиях и пособиях не меняет вышеуказанных принципов, однако резко ограничивает категории лиц, имеющих право на получение пособия по программе "Эс-Эс-Ай". (Термин "пособие" применяется в силу того, что для получения полноценной пенсии в США необходимо проработать не менее 10 лет. Лица, проработавшие менее 10 лет, вырабатывают очень маленькую пенсию и имеют право на ее получение и доплату до уровня пособия, если финансовый уровень их жизни при наличии только получаемой выработанной пенсии ниже установленного уровня бедности. В 1996 году в 48 штатах США уровень бедности на семью из одного человека составлял 7740 долларов США в год.) По новому Закону вновь приехавшие иммигранты, независимо от их возраста и состояния здоровья, не имеют права на получение пособия "Эс-Эс-Ай", однако пока еще имеют право на получение штатной программы "вэлфер". Исключение делается только для беженцев (но не для лиц, приехавших по "паролю") и лиц, получивших политическое убежище. И только на первые пять лет их жизни в США, после чего они или получают американское гражданство, или теряют право на получение этого пособия. Новый Закон запрещает выплаты "Эс-Эс-Ай" близким родственникам граждан США и лиц с видом на жительство, пока эти "близкие родственники" сами не станут гражданами США, что с учетом времени рассмотрения заявления о получении гражданства занимает в среднем около 6 лет (5 лет проживания в США с видом на жительство и 1 год рассмотрения заявления на получение гражданства). По новым правилам граждане США и лица, имеющие вид на жительство, вызывая своих "близких родственников", дают обещание американским властям обеспечивать вновь приезжающих. По новым правилам власти США могут в судебном порядке принудить давших обещание исполнить его. Самый простой пример тому: сын, гражданин США, вызывает к себе престарелых родителей, которые при пересечении границы США получают вид на жительство (всемирно известную "грин карту", которая на самом деле имеет бледно-розовый цвет). Пока родители не получат гражданство США, они или должны будут работать сами, или сын, вызвавший их в США, должен будет их содержать. Право на получение ими "вэлфера" сильно ограничено. Если государственное учреждение оказывало помощь вновь прибывшему иммигранту, вызвавший его и взявший на себя обязательства родственник будет обязан возместить этому учреждению все понесенные расходы по содержанию. Однако бесплатная медицинская помощь для больных и старых людей пока еще сохраняется. По новому Закону беженцы, приехавшие в США, могут получать пособие "Эс-Эс-Ай", если они старше 65 лет или если согласно вышеуказанным принципам будет признано, что они являются инвалидами в соответствии с положениями Закона. По прошествии 5 лет их пребывания в стране выплата пособия приостанавливается и восстанавливается, только если в течение 1 года, начиная с времени приостановления выплаты, получатель пособия становится гражданином США, что происходит после принесения им присяги и получения документа о гражданстве. Если же за год он или она не становится гражданином США, то выплаты не просто приостанавливаются, а прекращаются, и после получения гражданства ему или ей приходится вновь обращаться за пособием и проходить весьма обременительный процесс рассмотрения этого вопроса. Несмотря на то, что в Законе о пенсиях и пособиях нет прямого указания на ретроспективное применение этого Закона к лицам, которые уже получают это пособие, Администрация США по выплате пенсий и пособий распространила его действие на всех получателей. Правда, кроме тех, кто отработал в США по крайней мере 10 лет и у которых, как минимум, часть выплачиваемой суммы представляет собой выработанную пенсию. Для того чтобы дать описание нового иммиграционного Закона, который логичнее назвать антииммиграционным (он отражает антииммиграционные настроения, царящие в США), потребуется написать не статью, а монографию. Это очень обширный Закон, который отнимает у нелегальных иммигрантов надежду на легализацию в будущем или по крайней мере резко понижает такую возможность. Следует, однако, сказать, что если в прошлом нелегальное пребывание в США почти не наказывалось (например, проживание с просроченной визой), то сейчас проживание с просроченной больше чем на 6 месяцев визой наказывается лишением права на легализацию на срок в 3 года, а проживание с просроченной больше чем на 1 год визой наказывается лишением права на легализацию на срок в 10 лет. Даже близкие родственники граждан США и лиц, проживающих с видом на жительство, должны будут в случае вышеуказанных нарушений просить у правительства США специального разрешения на легализацию, которое может быть и не дано, чего в прошлом не было, а брак с гражданином США был спасением от депортации. Новый Закон в целом не влияет на положение бизнесменов, за исключением редких случаев нарушения ими правил пребывания в США по неиммиграционной визе. Не влияет этот Закон также и на лотерею выигрыша вида на жительство, кроме как в плане его распространения на лиц, которые выигрывают эту лотерею, находясь в Соединенных Штатах нелегально. В целом оба новых закона отражают стремление правительства США обуздать иммиграцию и заставить даже тех, кто получил вид на жительство, рассчитывать на свои силы, а не на благотворительность американских налогоплательщиков.

Фролофф О.

вверх