назад
12 июля 2016 20:07 / Москва

Налоговая система современного Китая


Налог - важнейший источник доходной базы китайской казны. Он также является важным экономическим рычагом, используемым государством для усиления воздействия на социально-экономическое развитие страны. Положительные итоги работы налоговой системы после реформы 1994 г. позволяют говорить о том, что впервые в мире в Китае построена действенная налоговая система, адаптированная к "рыночной экономике социализма". Существующая налоговая система КНР направлена на открытие Китая внешнему миру, что способствует энергичному развитию национальной экономики.

Виды налогов в КНР

В настоящее время в Китае насчитывается 25 видов налогов, которые в зависимости от их природы и выполняемых функций могут быть объединены в 8 групп.

1. Налоги с оборота. Эта группа включает 3 вида налогов, а именно: НДС, налог на потребление (налог с продаж), налог на предпринимательскую деятельность. Собираемость этих налогов зависит от объема товарооборота или сбыта в сферах производства, обращения и услуг.

2. Налоги на прибыль (доходы). Сюда входят: налог на прибыль отечественных предприятий, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий и подоходный налог с физических лиц. Поступления от этой группы налогов зависят от суммы прибыли, полученной юридическими лицами, или от размера дохода физического лица.

3. Ресурсные платежи, включающие ресурсный налог и земельный налог (плата за пользование землями городов и районов). Эти налоги взимаются с природопользователей, а также с пользователей городских и районных земель. Ресурсными платежами облагается использование находящихся в государственной собственности природных ресурсов. Их цель - выравнять доходы налогоплательщиков, осуществляющих природопользование в разных местностях и условиях.

4. Целевые налоги и сборы: налог на содержание и строительство городов, налог за пользование сельхозугодьями, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли.

5. Имущественные налоги: налог на имущество, налог на недвижимость, налог на наследство (пока не введен).

6. Налоги с операций (действий). В эту группу входят: налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор, налог на передачу имущества, налог на обращение ценных бумаг (пока не введен). Этими налогами облагаются определенные операции (действия).

7. Сельскохозяйственные налоги: налог на земледелие и налог на содержание и разведение скота. Налогоплательщиками выступают юридические и/или физические лица, получающие доход от земледелия или животноводческой деятельности.

8. Таможенные пошлины. Ими облагаются товары, ввозимые/вывозимые на/с территории Китая.

Налоговое законодательство

В состав государственных органов, уполномоченных разрабатывать налоговые законы и определять налоговую политику, входят: Национальный общественный конгресс и его постоянный комитет, Государственный совет, Министерство финансов, Государственная администрация налогообложения, Комитет тарификации и классификации при Государственном совете и Главное таможенное управление.

Налоговые законы разрабатываются Национальным общественным конгрессом, например Закон КНР о подоходном налоге с физических лиц, или постоянным комитетом конгресса, например Закон КНР об управлении налогами и их взимании.

Административные решения и правила в области налогообложения (инструкции) вырабатываются Государственным советом, например Инструкция по применению Закона об управлении налогами и их взимании, Инструкция по применению Закона о подоходном налоге с физических лиц, Временная инструкция по НДС.

Ведомственные правила в области налогообложения разрабатываются Министерством финансов, Государственной администрацией налогообложения, Комитетом тарификации и классификации при Государственном совете и Главным таможенным управлением, например разъяснения по применению Временной инструкции по НДС, Временные правила декларирования подоходного налога с физических лиц и др.

Подготовка налоговых законов и инструкций проходит в 4 этапа: составление плана документа, его рассмотрение, принятие решения (голосование) и опубликование (обнародование). Кроме того, законодательство КНР предусматривает, что правовые акты могут приниматься не только "на высшем уровне", но и разрабатываться и приниматься соответствующими органами управления на местах.

Разграничение налоговых поступлений между центральными и местными органами власти

В соответствии с принятыми Государственным советом правилами разграничения налоговых поступлений между различными уровнями власти налоги разделяются на центральные налоги (собственные), местные налоги (собственные) и налоги, поступающие как в центральный, так и в местные бюджеты (регулирующие налоги).

Центральные налоги: налог на потребление с оборотов внутри страны, таможенные пошлины, НДС и налог на потребление, взимаемые таможенными органами.

Местные налоги: подоходный налог, плата за пользование землями городов и районов, налог за пользование сельхозугодьями, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли, налог на имущество, налог на недвижимость, налог на наследство, налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, налог на передачу имущества, налог на земледелие и налог на содержание и разведение скота.

Регулирующие налоги:

НДС с оборотов внутри страны (75% - центральный бюджет и 25% - местные бюджеты);

налог на предпринимательскую деятельность (часть налога, консолидированно уплачиваемая железнодорожным департаментом, банками и страховыми компаниями, а также дополнительные 3% налога, уплачиваемые финансовыми и страховыми компаниями, зачисляются в доходы центрального бюджета, остальное - в доходы местного бюджета);

налог на прибыль предприятий (налог, уплачиваемый государственными предприятиями, местными банками и небанковскими финансовыми институтами, часть налога, консолидированно уплачиваемая железнодорожным департаментом, различными банками и страховыми компаниями, зачисляются в доходы центрального бюджета, остальное - в доходы местного бюджета);

налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий (налог, уплачиваемый иностранными банками, поступает в центральный бюджет, налог от прочих субъектов - в местные бюджеты);

ресурсный налог (налог, поступающий от прибрежной добычи нефти, направляется в центральный бюджет, налог от прочих объектов - в местные бюджеты);

налог на содержание и строительство городов (часть налога, консолидированно уплачиваемая железнодорожным департаментом, различными банками и страховыми компаниями, зачисляется в доходы центрального бюджета, остальное - в доходы местного бюджета);

гербовый сбор (88% - в центральный бюджет, 12% - в местные бюджеты);

налог на обращение ценных бумаг (пока не введен).

Налогообложение иностранных инвестиций

В настоящее время предприятия с иностранными инвестициями, иностранные предприятия и иностранные граждане уплачивают следующие виды налогов: НДС, налог на потребление, налог на предпринимательскую деятельность, налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных компаний, подоходный налог с физических лиц, ресурсный налог, налог на реализацию земли, налог на недвижимость, гербовый сбор, налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, налог на передачу имущества, налог на земледелие, таможенные пошлины.

С целью привлечения внешних денежных средств, зарубежных технологий и ноу-хау в Китае предусмотрено большое количество льгот в налогообложении иностранных физических и юридических лиц.

Так, по состоянию на июль 1999 г. КНР имела договоры о льготном налогообложении с 60 странами: Японией, США, Францией, Великобританией, Германией, Канадой, Италией, Россией, Индией, Беларусью, Украиной, Арменией, Латвией, Литвой, Узбекистаном, Эстонией и др.; 51 из этих договоров - действующие.

Основные налоги КНР

Плательщиками налогов с оборота выступают предприятия (организации), их структурные подразделения и граждане. Правовой основой взимания этих налогов являются Временная инструкция по каждому налогу и Разъяснения по их исполнению, принятые Государственным советом 13.12.93 г. и Министерством финансов 25.12.93 г. соответственно.

1. Налог на добавленную стоимость. Обложению данным налогом подлежат обороты по реализации и импорту товаров и предоставлению услуг на территории Китая. К оборотам по реализации применяют две ставки налога - 13 и 17%, в зависимости от принадлежности товарам первой необходимости или иным товарам, услугам. Экспорт товаров облагается по нулевой ставке.

Сумма налога определяется для обычных налогоплательщиков, для мелких налогоплательщиков и для импортных товаров.

Для определения подлежащего уплате в бюджет НДС обычные налогоплательщики должны вести раздельный учет сумм налога уплаченного и полученного за отчетный период. Разница между этими суммами и составляет НДС, подлежащий внесению в бюджет.

Формулы расчета суммы НДС в бюджет:

НДС в бюджет = НДС, полученный за текущий период - НДС, уплаченный за этот период;

НДС полученный = объему реализации текущего периода х соответствующую ставку.

У мелких налогоплательщиков налог исчисляется с показателя полученного дохода от продажи товаров и/или предоставления услуг по ставкам: 4% - в торговле (коммерческом секторе); 6% - во всех остальных секторах.

Формула расчета налога:

НДС в бюджет = объему продаж х ставку.

С таможенной стоимости ввозимых товаров налог взимается по соответствующей ставке.

Необлагаемые товары: продукция собственного производства сельскохозяйственных предприятий и фермеров, которую они самостоятельно реализуют; ввозимые на территорию КНР товары, переработанные в другой стране; антикварные книги, приобретенные у населения; медицинские препараты и средства; инструменты и оборудование, ввозимое с целью осуществления НИОКР, для нужд образования; ТМЦ, безвозмездно предоставленные иностранными правительствами и организациями; изделия, ввозимые предприятиями инвалидов для нужд инвалидов; оборудование, ввозимое для осуществления проектов по государственным заказам, финансируемых иностранными или отечественными инвесторами.

2. Налог на потребление. Налогообложению подлежат следующие группы товаров, производимых или импортируемых на территории/территорию КНР: табачные изделия, алкогольные напитки, косметика, ювелирные изделия, бензин, моторные лодки, катера, мотоциклы, автомобили и некоторые другие. Экспортируемые потребительские товары освобождены от налога.

Ставки налога дифференцируются по товарным группам и внутри отдельных групп. В основном применяются процентные ставки, но к отдельным товарам применяются твердые ставки.

┌──────────────────┬────────────────────────────┐

│ Налогооблагаемые│ Ставки налога             │

│       товары     │                            │

├──────────────────┼────────────────────────────┤

│ Табачные изделия│ 25 - 50%                  │

│                  │                            │

├──────────────────┼────────────────────────────┤

│ Алкогольные на- │ 5 - 25%                   │

│питки             │                            │

├──────────────────┼────────────────────────────┤

│ Косметика       │ 30%                       │

│                  │                            │

├──────────────────┼────────────────────────────┤

│ Ювелирные изде- │ 5 - 10%                   │

│лия               │                            │

├──────────────────┼────────────────────────────┤

│ Бензин          │ 0,2 - 0,28 юаня за 1 л│

│                  │                            │

├──────────────────┼────────────────────────────┤

│ Автотранспортные│ 3-10%                     │

│средства          │                            │

│                  │                            │

└──────────────────┴────────────────────────────┘

Расчет суммы налога, подлежащей уплате, производится по стоимостному или количественному принципу.

Формула расчета следующая:

Налог, подлежащий уплате в бюджет = объему (стоимости) реализуемых потребительских товаров х соответствующую ставку налога (процентную или твердую).

Импортируемые потребительские товары облагаются по установленной ставке с их таможенной стоимости. Расчет в данном случае ведется по стоимостному принципу.

3. Налог на предпринимательскую деятельность. Данный налог уплачивают предприятия и граждане, занимающиеся предоставлением подлежащих налогообложению услуг, передачей нематериальных активов или продажей недвижимости на территории КНР.

┌─────────────────────────────────┬───────────────────┐

│ Налогооблагаемые объекты       │ Ставки налога, % │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Транспорт и связь              │ 3                │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Строительство                  │ 3                │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Финансовый и страховой бизнес │ 8                │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Почтовая и телевизионная связь │ 3                │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Культура и спорт               │ 3                │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Развлечения                    │ 5-20             │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Предоставление услуг           │ 5                │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Передача нематериальных активов│ 5                │

├─────────────────────────────────┼───────────────────┤

│ Продажа недвижимости           │ 5                │

└─────────────────────────────────┴───────────────────┘

Формула расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет:

Сумма налога = обороту х соответствующую ставку налога.

От уплаты налога освобождаются: услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями, детскими садами, домами престарелых; брачные и похоронные услуги; услуги, предоставляемые инвалидами и организациями инвалидов населению; услуги в сфере образования, предоставляемые школами и другими учебными заведениями; орошение и осушение земель, предотвращение, профилактика и защита растений от заболеваний и их уничтожения насекомыми, предотвращение и профилактика заболеваний домашней птицы и домашнего скота; страхование сельского хозяйства (земледелия и животноводства); входная плата за посещение культурных мероприятий (музеев, художественных галерей, выставок, библиотек и т.д.), а также религиозные услуги.

4. Налог на прибыль предприятий. Правовой основой взимания налога являются Временная инструкция по налогу на прибыль предприятий от 13.12.93 г. и Разъяснения по ее исполнению от 4.02.94 г.

Плательщиками налога на прибыль предприятий выступают государственные, коллективные, частные, совместные предприятия и другие организации (юридические лица).

Объектом налогообложения по налогу на прибыль в КНР, как и во всем мире, выступает прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыль от иной предпринимательской деятельности и прочих операций (источников). Налог на прибыль рассчитывается исходя из размера налогооблагаемой прибыли (равной общей сумме прибыли за год), полученной налогоплательщиком в отчетном году, уменьшенной на разрешенные вычеты (льготы).

Формула расчета налога:

Налог на прибыль = налогооблагаемой прибыли х 33% (ставка налога).

Помимо основной ставки применяются две пониженные ставки - 18 и 27% - для менее прибыльных (низкорентабельных) предприятий.

Налоговые вычеты и льготы по налогу на прибыль могут быть предоставлены предприятиям, отвечающим определенным требованиям, а именно: использующим высокие технологии, занимающимся переработкой отходов; вновь созданным компаниям, расположенным в конфликтных, бедных и иных подобных местностях; предприятиям, страдающим от стихийных бедствий; вновь созданным компаниям, предоставляющим социально значимые услуги (услуги по трудоустройству населения); государственным благотворительным организациям; городским предприятиям, государственным сельскохозяйственным предприятиям и т.д.

5. Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных компаний. Механизм исчисления и взимания данного налога определен в Законе КНР о налоге на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий от 9.04.91 г., а также в Разъяснениях по его исполнению от 30.06.91 г.

Предприятия с иностранными инвестициями, головной офис которых расположен в Китае, уплачивают налог со всех полученных ими доходов (как на территории КНР, так и за рубежом). Иностранные компании уплачивают налог на прибыль только от источников на территории КНР.

Налоговой базой по налогу на прибыль организаций с иностранными инвестициями и иностранных компаний является налогооблагаемая прибыль, полученная путем уменьшения общей (валовой) прибыли за отчетный год на сумму издержек и потерь, связанных с ее извлечением.

Иностранные юридические лица, не имеющие представительства на территории Китая, но получающие доходы от источников в КНР (проценты, арендная плата, роялти и т.д.), или иностранные юридические лица, имеющие представительства или иные места осуществления своей деятельности на территории Китая, но если полученный доход прямо не связан с деятельностью таких представительств, уплачивают налог с общей суммы полученного дохода.

Налог уплачивается по ставке 33% (30 + 3 - "местный" налог на прибыль). Иностранные юридические лица, не имеющие представительства на территории Китая, но получающие доходы от источников в КНР (проценты, арендная плата, роялти и т.д.), или иностранные юридические лица, имеющие представительства или иные места осуществления своей деятельности на территории Китая, доход которых прямо не связан с деятельностью таких представительств, уплачивают налог с общей суммы полученного дохода по ставке 20%.

Налоговые вычеты и льготы могут быть предоставлены предприятиям с иностранными инвестициями производственной, экспортной, технологической направленности и предприятиям с иностранными инвестициями и иностранным компаниям, расположенным в специальных экономических зонах, зонах экономического и технологического развития, оффшорных зонах и других подобных зонах, определенных государством.

Налогом не облагаются доходы иностранных инвесторов (юридических лиц) в случае их последующего реинвестирования в компанию (на увеличения уставного капитала) или если эти средства направляются на создание новой компании (представительства) на территории КНР.

Дополнительные вычеты предприятиям с иностранными инвестициями по "местному" налогу на прибыль могут предоставляться соответствующими решениями местных органов власти.

6. Подоходный налог с физических лиц. Правовой основой взимания налога является Закон КНР о подоходном налоге от 10.09.80 г. (в ред. от 31.10.93 г.) и Разъяснения по его исполнению от 28.01.94 г.

Налогоплательщики - физические лица, имеющие постоянное местожительство в Китае или не имеющие такового, но проживающие на территории КНР в течение года или более, уплачивают налог со всех полученных ими доходов (как на территории КНР, так и за рубежом). Физические лица, не имеющие постоянного местожительства в КНР, не являющиеся ее резидентами, или проживающие на территории страны менее года, уплачивают налог с доходов от источников на территории КНР.

Рассмотрим объекты обложения и расчет налога.

Заработная плата рабочих и служащих. Налогообложению подлежит ежемесячно получаемая заработная плата рабочих и служащих, уменьшенная на 800 юаней (твердая сумма расходов). К полученной разнице применяется девятиступенчатая прогрессивная ставка налога, приведенная в табл. 1.

Таблица 1

┌───────┬────────────────────────────────────┬───────────────┬─────────────────┐

│Ступень│Ежемесячный облагаемый доход, юаней │Ставка налога, │ Предоставляемый │

│       │                                    │       %       │ вычет, юаней   │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 1    │            Не более 500            │       5       │        0        │

│       │           (включительно)           │               │                 │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 2    │              501-2000              │      10       │       25        │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 3    │             2001-5000              │      15       │       125       │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 4    │             5001-20000             │      20       │       375       │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 5    │            20001-40000             │      25       │      1375       │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 6    │            40001-60000             │      30       │      3375       │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 7    │            60001-80000             │      35       │      6375       │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 8    │            80001-100000            │      40       │      10375      │

├───────┼────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────────┤

│ 9    │            Свыше 100000            │      45       │      15375      │

└───────┴────────────────────────────────────┴───────────────┴─────────────────┘

Формула расчета налога:

Ежемесячный налогооблагаемый доход = совокупному размеру заработной платы за месяц - 800 юаней;

Ежемесячная сумма налога = ежемесячный налогооблагаемый доход х соответствующую ставку налога - предоставляемый вычет.

Налогоплательщики, не имеющие постоянного местожительства в КНР, но получающие на ее территории заработную плату, или лица, имеющие постоянное местожительство в Китае и получающие заработную плату за его пределами, имеют право на дополнительное к 800 юаням уменьшение (3200 юаней в месяц) в качестве расходов.

Индивидуальное подсобное хозяйство или доходы от предпринимательской деятельности. Налогообложению подлежит ежегодный валовой доход от подсобного хозяйства или предпринимательской деятельности, уменьшенный на связанные с его извлечением затраты, потери. К полученной разнице применяется девятиступенчатая прогрессивная ставка налога, приведенная в табл 2.

Таблица 2

┌────────┬──────────────────────────────────────┬───────────────┬─────────────┐

│Ступень │ Ежегодный налогооблагаемый доход,   │Ставка налога, │Предоставля- │

│        │                юаней                 │       %       │ емый вычет, │

│        │                                      │               │    юаней    │

├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤

│1       │Не более 5000 (включительно)          │       5       │      0     │

├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤

│2       │5001-10000                            │      10       │     250     │

├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤

│3       │10001-30000                           │      20       │    1250     │

├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤

│4       │30001-50000                           │      30       │    4250     │

├────────┼──────────────────────────────────────┼───────────────┼─────────────┤

│5       │Свыше 50000                           │      35       │    6750     │

└────────┴──────────────────────────────────────┴───────────────┴─────────────┘

Формула расчета налога:

Ежегодный налогооблагаемый доход = совокупному ежегодному доходу

от подсобного хозяйства или предпринимательской деятельности -

затраты, связанные с его извлечением;

Ежегодная сумма налога = ежегодному налогооблагаемому доходу х соответствующую ставку налога - предоставляемый вычет.

Доходы по договорам подряда и аренды, полученные от предприятий и организаций. Налогообложению подлежит общая сумма доходов по договорам подряда и аренды, полученная от предприятий и организаций за год, уменьшенная на сумму затрат (800 юаней в месяц). К полученной разнице применяются ставки.

Вознаграждение за оказанные услуги, авторское вознаграждение и авторский гонорар, доходы от сдачи имущества в аренду. Налогообложению подлежит сумма дохода, уменьшенная на 800 юаней, если каждое поступление не превышает 4000 юаней, или уменьшенная на 20% дохода в качестве расходов, если каждое поступление превышает 4000 юаней. Применяемая ставка 20%.

Налогооблагаемый доход = совокупному полученному доходу - 800 юаней (или 20% дохода);

Сумма налога = налогооблагаемому доходу х 20%.

Доход от продажи имущества. Налогооблагаемый доход = выручке от продажи имущества - первоначальная стоимость имущества - связанные с продажей расходы;

Сумма налога = налогооблагаемому доходу х 20%.

Проценты, дивиденды и прочие поступления. Сумма налога = общей сумме дохода от каждого источника х 20%.

Налогообложению не подлежат следующие доходы:

награды за достижения в науке, образовании, культуре, здравоохранении, физической культуре, защите окружающей среды, вручаемые как государственными органами, так и иностранными и международными организациями;

проценты по сберегательным депозитам, государственным облигациям, выпускаемым Министерством финансов и проценты по финансовым облигациям, выпускаемым по распоряжению Государственного совета;

специальные правительственные надбавки к заработной плате в соответствии с Едиными правилами Государственного совета; субсидии, дотации и перечень выплат, не подлежащих налогообложению по решению Государственного совета;

пособия благотворительных организаций, материальная помощь, пенсии по случаю потери кормильца;

страховые выплаты;

денежное довольствие и денежные вознаграждения, получаемое военнослужащими;

доплаты к заработной плате, выходные пособия, пенсии за выслугу лет, получаемые государственными рабочими и служащими в соответствии с Единым государственным положением;

пенсия медицинского страхования и пенсия за выслугу лет, накапливаемые на банковском счете (положенные под проценты);

доходы, получаемые лицами, имеющими дипломатический и консульский ранги, и другими дипломатическими представителями.

7. Ресурсный налог. Плательщиками налога выступают юридические и физические лица - природопользователи, занимающиеся добычей минеральных ресурсов на территории КНР. Ставки налога дифференцируются по видам минеральных ресурсов (см. ниже).

┌───────────────────────────┬─────────────────────────────┐

│Объекты обложения          │Ставки налога                │

├───────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Сырая нефть                │8 - 30 юаней за 1 т          │

├───────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Природный газ              │2 - 15 юаней за 1000 куб. м │

├───────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Уголь                      │0,3 - 5 юаней за 1 т         │

├───────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Железные металлические руды│2 - 30 юаней за 1 т          │

├───────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Руды цветных металлов      │0,4 - 30 юаней за 1 т        │

├───────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Твердая соль               │10 - 60 юаней за 1 т         │

├───────────────────────────┼─────────────────────────────┤

│Жидкая соль                │2 - 10 юаней за 1 т          │

└───────────────────────────┴─────────────────────────────┘

Сумма налога = количеству налогооблагаемых объектов х соответствующую ставку налога за единицу.

Освобождается от налогообложения добыча нефти, если она используется для отопительных нужд.

Налогоплательщики-природопользователи, несущие серьезные потери из-за стихийных бедствий или катастроф, могут получить налоговые вычеты или льготы в зависимости от размера понесенных убытков.

Налоговые вычеты предоставляются шахтам (артелям), осуществляющим добычу железных металлических руд и руд цветных металлов.

8. Земельный налог (плата за пользование землями городов и районов). Налог уплачивают предприятия и граждане, за исключением организаций с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан.

Ставки налога за единицу дифференцируются по регионам. Так, годовая ставка налога за квадратный метр составляет: для больших городов - 0,5 - 10 юаней, для средних городов - 0,4 - 8 юаней, 0,3 - 6 юаней - для маленьких городов, или 0,2 - 4 юаня - для добывающих районов. Для "бедных" местностей или районов с высоким потенциалом ставка налога может быть соответственно уменьшена или увеличена.

От налогообложения освобождаются: земли, занятые правительственными органами, общественными и военными организациями; земли, занятые предприятиями, финансируемыми из государственного бюджета; земли, занятые церковными храмами, парками, памятниками истории; земли общего пользования, принадлежащие муниципальной администрации, площади; земли, занятые полями, лесами; земли, на которых расположены животноводческие комплексы и рыбные хозяйства; земли, используемые для защиты окружающей среды, и земли, используемые для нужд и развития энергетики и транспортного хозяйства.

9. Налог за пользование сельхозугодьями. Налог взимается с юридических лиц и граждан (за исключением организаций с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан), использующих сельскохозяйственные земли для строительства или других несельскохозяйственных целей.

Этим налогом облагаются находящиеся в государственной и коллективной собственности земли сельскохозяйственного назначения. Ставки налога дифференцируются по регионам (местностям) в зависимости от среднего размера земельного участка, приходящегося на человека, и экономической ситуации в регионе. С целью недопущения большого разрыва в ставках между соседними регионами Министерство финансов утвердило среднюю ставку налога за единицу - для провинций, автономных округов и муниципалитетов в провинциях, равную 2,5 - 9 юаней.

Формула расчета налога:

Сумма налога = площадь земельного участка сельскохозяйственного назначения, занятого налогоплательщиком х соответствующую ставку налога за квадратный метр.

Налог уплачивается единовременно.

От уплаты налога освобождаются земли, на которых расположены военные объекты, железнодорожные пути и объекты, аэропорты, школы, больницы; земли, предназначенные для ирригации; небольшие участки земли в деревнях, используемые для занятия подсобным хозяйством (приусадебные участки); земли, заселяемые беженцами и переселенцами.

Налоговые вычеты и льготы могут предоставляться жителям сел и деревень при строительстве новых домов; военнослужащим и семьям военнослужащих, вдовам, сиротам, крестьянам, проживающим в деревнях в бедных, горных местностях при строительстве новых домов, если они испытывают серьезные финансовые трудности; налогообложению не подлежат благотворительные организации, создаваемые для трудоустройства инвалидов; земли, предназначенные для строительства автомобильных дорог.

10. Налог на инвестиции в основной капитал. Налогоплательщиками являются организации, их подразделения, домашние хозяйства, граждане, вкладывающие средства в основные фонды (основной капитал) на территории КНР (за исключением организаций с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан).

Объекты обложения и ставки налога представлены ниже:




┌───────────────────────────────────────────────────────────────┬────────────────┐

│Объекты обложения                                              │Ставка налога, %│

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Инфраструктура:                                                │                │

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Государственные объекты                                        │0               │

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Проекты, инициированные государством, но ограниченные          │5               │

│состоянием транспорта и энергетики                             │                │

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Офисы, гостиницы и общежития                                   │30              │

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Жилищное строительство, включая коммерческое                   │0,5             │

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Другие направления                                             │15              │

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Развитие и реконструкция:                                      │                │

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Государственные объекты                                        │0               │

├───────────────────────────────────────────────────────────────┼────────────────┤

│Прочие объекты                                             │10              │

└───────────────────────────────────────────────────────────────┴────────────────┘



Приведенные данные позволяют сделать вывод о предпочтении в инвестировании государственного сектора.

Налог взимается с общей суммы инвестиций в основные фонды.

Формула расчета налога:

Сумма налога = сумме инвестиций в новый объект или капиталовложения, направленные на развитие и реконструкцию х соответствующую ставку налога.

11. Налог на реализацию земли (недвижимости). Плательщиками налога являются организации и граждане, получающие доход от продажи или иного отчуждения, передачи прав пользования государственной землей и расположенными на ней строениями (здесь и далее реализация недвижимости).

Налоговая база определяется исходя из оценочной стоимости, полученной налогоплательщиком от реализации недвижимости. Оценочная стоимость недвижимости равна выручке от реализации недвижимости минус подлежащие вычету статьи расходов. Применяется прогрессивная ставка налога (см. табл. 3).

Таблица 3

┌───────┬──────────────────────────────────────────────────────────┬──────────┐

│Ступень│                      Налоговая база                      │ Ставка │

│       │                                                          │налога, % │

├───────┼──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│ 1    │Оценочная стоимость, не превышающая 50% суммы подлежащих │    30    │

│       │вычету статей расходов                                    │          │

├───────┼──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│ 2    │Оценочная стоимость, превышающая 50%, но не превышающая   │    40    │

│       │100% суммы подлежащих вычету статей расходов              │          │

├───────┼──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│ 3    │Оценочная стоимость, превышающая 100%, но не превышающая │    50    │

│       │200% суммы подлежащих вычету статей расходов              │          │

├───────┼──────────────────────────────────────────────────────────┼──────────┤

│ 4    │Оценочная стоимость, превышающая 200% суммы подлежащих    │    60    │

│       │вычету статей расходов                                    │          │

└───────┴──────────────────────────────────────────────────────────┴──────────┘

Расчет налога:

Первый шаг - определение оценочной стоимости, полученной налогоплательщиком от реализации недвижимости, равной выручке от реализации недвижимости за минусом подлежащих вычету статей расходов. К полученной таким образом налоговой базе применяются соответствующие ставки налога.

Формула расчета:

Сумма налога = (каждая часть оценочной стоимости в соответствии с вышеприведенной таблицей х соответствующую ставку налога).

Налог не взимается в случае, когда оценочная стоимость стандартных жилых строений, полученная налогоплательщиком от их продажи, не превышает 20% суммы подлежащих вычету статей расходов, или когда одни строения сносятся и взамен их предоставляются новые (переселение) в соответствии со строительными требованиями государства.

12. Налог на имущество (недвижимое). Налог взимается в городах, округах, районах и индустриальных и добывающих местностях.

Налогоплательщики - собственники зданий, сооружений, владельцы офисов, расположенных в них, кредиторы по закладной и арендаторы (за исключением организаций с иностранными инвестициями, иностранных компаний и иностранных граждан).

К налоговой базе применяются две ставки налога: 1,2 и 12%. Первая - если в качестве налоговой базы выступает остаточная стоимость имущества (первоначальная стоимость, уменьшенная на 10-30%), вторая - если в качестве налоговой базы выступает доход от сдачи имущества в аренду.

Сумма налога = налоговой базе х соответствующую ставку налога.

От уплаты налога освобождается недвижимое имущество, используемое для собственных нужд государственных органов, общественных организаций и вооруженных сил; предприятий, финансируемых из государственного бюджета; церковных храмов, парков, памятников истории; недвижимое имущество, находящееся в собственности граждан, используемое для некоммерческих целей; разрушенные и не пригодные к проживанию дома.

13. Налог на недвижимость. В настоящее время этот налог уплачивают организации с иностранными инвестициями, иностранные компании и иностранные граждане, а именно: собственники зданий, сооружений, кредиторы по закладной, арендаторы.

К налоговой базе применяются две ставки налога: 1,2% - к стоимости недвижимости и 18% - к доходу от сдачи имущества в аренду.

Сумма налога = налоговой базе х соответствующую ставку налога.

Вновь построенные здания освобождаются от налога в течение трех лет начиная с месяца окончания строительства. Реконструированные здания, затраты на восстановление которых превысили 1/2 затрат на новое строительство аналогичного объекта, освобождаются от налога в течение двух лет начиная с месяца окончания восстановительных работ. Другие льготы могут предоставляться соответствующими органами власти на местах.

14. Налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами. Данный налог уплачивают организации и граждане, имеющие в собственности и эксплуатирующие автотранспортные средства и (или) водные суда на территории КНР.

В налоговую базу для автотранспортных средств включаются их количество или нетто-тоннаж. В налоговую базу для водных судов включаются их нетто-тоннаж или общая грузоподъемность судна. Сумма налога определяется отдельно для автотранспортных средств и водных судов. Применяются и различные ставки налога:

для автотранспортных средств: 60-320 юаней для пассажирского транспорта, 16-60 юаней за 1 т для грузового транспорта, 20-80 юаней для мотоциклов, 1,2-32 юаня для безмоторных средств;

для водных средств: 1,2-5 юаней за 1 т для моторных судов, 0,6-1,4 юаня за 1 т груза для безмоторных судов.

Формула расчета:

Сумма налога = количеству (нетто-тоннаж) автотранспортных средств х соответствующую ставку налога за единицу;

Сумма налога = нетто-тоннажу (общая грузоподъемность) судна х соответствующую ставку налога за единицу.

Налогообложению не подлежат: автотранспортные средства и водные суда, используемые правительственными органами, общественными организациями, военными подразделениями, предприятиями, финансируемыми из государственного бюджета, полицией, пожарными службами, департаментами здравоохранения и охраны окружающей среды, рыболовные суда с общей грузоподъемностью не более 1 т, понтоны и дебаркадеры, предназначенные для погрузки (разгрузки) и хранения грузов, автотранспортные средства, предназначенные для нужд инвалидов, тракторы, используемые в сельском хозяйстве.

Организации с иностранными инвестициями, иностранные компании и иностранные граждане - пользователи автотранспортных средств и водных судов уплачивают данный налог по иным ставкам:

для автотранспортных средств (квартальные ставки): 15-80 юаней для пассажирского транспорта, 4-15 юаней за 1 т для грузового транспорта, 5-20 юаней для мотоциклов, 0,3-8 юаней для безмоторных средств.

Для водных средств (квартальные ставки): 0,3-1,1 юаня за 1 т для моторных судов, 0,15-0,35 юаня за 1 т груза для безмоторных судов.

От налогообложения освобождаются автотранспортные средства, используемые расположенными на территории Китая посольствами и консульствами, их представителями (дипломатами, консулами, административным и техническим персоналом, их женами и несовершеннолетними детьми).

Налогообложению не подлежат пожарные машины, машины "скорой помощи", принадлежащие организациям с иностранными инвестициями и иностранным компаниям.

15. Гербовый сбор. Налогоплательщики - предприятия, их подразделения, домашние хозяйства, граждане, которым уполномоченные инстанции оформляют, выдают или заверяют экономические документы на территории КНР.

Ставки налога различаются в зависимости от вида выдаваемого документа (совершаемой операции) и колеблются от 0,03 до 0,4%.

Расчет налога:

Сумма налога = сумме платежа, оговоренной в документе х соответствующую ставку налога или

Сумма налога = количеству документов х соответствующую ставку налога за единицу.

Гербовый сбор не уплачивается: при изготовлении дубликатов и копий документов, по которым сбор был ранее уплачен; при оформлении документов о передаче имущества правительственным органам, благотворительным организациям, поддерживающим вдов, сирот, престарелых и инвалидов; при оформлении беспроцентных или дисконтных кредитов (займов), кредитных договоров на льготных условиях между правительствами иностранных государств или международными финансовыми организациями и правительством Китая или государственными финансовыми институтами; при оформлении договоров страхования сельского хозяйства, лесного хозяйства и животных.

16. Налог на передачу имущества. Налогоплательщики - юридические лица, к которым переходит право собственности на передаваемое имущество на территории Китая.

В качестве налоговой базы могут выступать:

цена сделки, в случае покупки-продажи зданий или передачи прав пользования находящейся в государственной собственности земли;

оценка имущества, произведенная налоговыми органами в соответствии с действующими рыночными ценами на землю и здания, при безвозмездной передаче недвижимости;

разница между ценами земли и зданий при обменных операциях.

Ставка налога установлена в границах 3-5%. Конкретная ставка налога устанавливается в этих пределах местными органами власти.

Формула расчета:

Сумма налога = налоговой базе х ставку налога.

От уплаты налога освобождаются земли и сооружения, получаемые правительственными органами и институтами, благотворительными организациями, военными предприятиями для их собственных нужд, а также для осуществления научных разработок; участки земли, занятые горами, холмами, пляжами, предоставляемые для нужд сельского, лесного, рыбного хозяйств и животноводства; дипломатические представительства и их персонал. Жилые дома, предоставленные взамен разрушенных в результате силовых (военных) действий, также не подлежат налогообложению.

17. Таможенные пошлины. Плательщики таможенных пошлин - грузополучатели, импортирующие разрешенные товары, и грузоотправители, экспортирующие разрешенные законодательством товары. Первые уплачивают импортные (ввозные) таможенные пошлины, вторые - экспортные (вывозные).

Различают ставки импортных пошлин и экспортных.

Ставки импортных пошлин подразделяются на общие и преференциальные. Общие применяются в отношении тех стран, с которыми КНР не заключила соглашения о льготном налогообложении, преференциальные - в отношении тех стран, с которыми КНР заключила соглашения о льготном налогообложении. В 1999 г. в Таможенном классификаторе насчитывалось 6940 наименований импортируемых товаров. Используется более 20 различных общих ставок импортных пошлин - от 0, 8 до 270% и более 50 льготных ставок - от 0, 1 до 121,6% (средняя арифметическая ставка равняется 16,8%).

Что касается экспортных пошлин, то для 36 наименований экспортируемых товаров применяются 5 различных ставок - от 20 до 50%.

Для расчета таможенных пошлин могут применяться как стоимостный, так и количественный подходы.

Формула расчета:

Сумма пошлин = количеству импортируемых/экспортируемых товаров х таможенную стоимость товаров х ставку пошлины, или

Сумма пошлин = количеству импортируемых/экспортируемых товаров х ставку таможенной пошлины за единицу.

Освобождаются от уплаты пошлин грузы (товары) стоимостью менее 10 юаней; рекламные изделия и образцы товаров, не предназначенные для продажи; товары, безвозмездно предоставленные международными организациями или иностранными представительствами.

Определенные льготы могут предусматриваться в международных соглашениях, заключенных КНР с другими странами.

По сырью, материалам, полуфабрикатам, комплектующим изделиям, ввозимым для доработки (переработки) или производства экспортно-ориентированной продукции, могут сначала пошлины взиматься при ввозе этих изделий, а затем возвращаться в части, равной завершенному производству товаров или доработанных и направленных на экспорт изделий.

Система налоговых органов

Государственная администрация налогообложения. Этот высший налоговый орган Китая имеет статус министерства при Государственном совете. Главная функция - контроль за государственными доходами.

Основные полномочия:

разработка налоговых законов, инструкций и разъяснений по их исполнению; выработка совместно с Министерством финансов предложений по вопросам налоговой политики и направление их на рассмотрение Государственного совета, формулирование процедур по их исполнению;

определение полномочий центральных и местных налоговых органов, выработка предложений по вопросам регулирования и контроля за макроэкономической ситуацией в стране с помощью приемов налогообложения; формулирование правил и порядка работы налоговых органов и контроль за их исполнением; инспектирование местных налоговых органов;

разработка предложений по вопросам реформирования налоговой системы, формулирование соответствующих процедур; контроль исполнения налоговых законов, инструкций, проведения налоговой политики;

организация и осуществление взимания и управления центральными (собственными) налогами, регулирующими налогами, налогом на земледелие и взносами в государственные фонды; подготовка проекта доходов бюджета, разъяснение спорных вопросов, возникающих в ходе исполнения законов; контроль предоставления вычетов и льгот по налогам;

содействие международному обмену и кооперации в области налогообложения; участие в международных налоговых конвенциях, исполнение заключенных договоров и соглашений;

контроль сбора и возврата НДС и (или) налога на потребление при экспорте-импорте;

решение кадровых вопросов и вопросов, касающихся размеров заработной платы и содержания налоговых работников администрации; выдача рекомендаций по назначению и снятию с должностей начальников и заместителей начальников местных налоговых органов;

профессиональная и идеологическая подготовка и обучение налогового персонала;

организация налоговой пропаганды и теоретических изысканий в области налогов; регистрация налоговых агентов; стандартизация услуг налоговых агентов.

Руководитель администрации и его четыре заместителя назначаются Государственным советом. Главный экономист и главный бухгалтер также являются членами руководства администрации. В структуре министерства выделяют 14 функциональных департаментов, каждый из которых состоит из нескольких отделов (управлений):

Главное управление - включает отдел высших должностных лиц, секретариат, наблюдательный совет, исследовательский отдел, отдел новостей и финансовый отдел;

Управление налоговой политики и налогового законодательства - включает общий отдел, отдел налоговой реформы, законотворческий и апелляционный отделы;

Управление налогов с оборота - отвечает за НДС, налог на потребление и налог на предпринимательскую деятельность;

Управление налогов на прибыль (доходы) - отвечает за налог на прибыль предприятий и подоходный налог;

Управление местных налогов - отвечает за ресурсный налог, плату за пользование землями городов и районов, налог на содержание и строительство городов, налог на инвестиции в основной капитал, налог на реализацию земли, налог на имущество, налог за пользование автотранспортными средствами и водными судами, гербовый сбор;

Управление сельскохозяйственных налогов - отвечает за налог на земледелие, налог на содержание и разведение скота, налог на передачу имущества, налог за пользование сельхозугодьями;

Управление международного налогообложения - включает общий отдел, отдел управления налогами, отдел уклонения от уплаты налогов, отдел налогообложения прибрежной добычи нефти, отдел международного налогового сотрудничества, отдел иностранных дел и отдел иностранной кооперации;

Управление налогообложения экспорта и импорта - отвечает за НДС и налог на потребление при экспорте-импорте;

Департамент взимания и управления налогами - включает отдел налоговой пропаганды, отдел оформления и ведения счетов-фактур и маркетинговый отдел;

Управление налоговых расследований;

Департамент финансового управления - включает финансовый отдел, отдел инфраструктуры и отдел снабжения;

Плановое и статистическое управление - включает плановый отдел, статистический отдел и отдел экономического анализа;

Кадровое управление - включает отдел кадров высшего звена, отдел кадров налоговых служащих, отдел по найму работников и отдел подготовки и переподготовки кадров;

Контролирующий департамент - включает секретариат, отдел надзора и отдел рассмотрения жалоб.

Кроме того, вопросами налогообложения занимаются и некоторые негосударственные институты и средства связи, такие, как Образовательный центр, Центр обслуживания, Центр информационных технологий, Центр управления налоговыми агентами, Институт научных исследований в области налогов, журналы, газеты и другая пресса, посвященные вопросам налогов, Центр подготовки налоговых работников, расположенный в Гуанчжоу, и Налоговый колледж, расположенный в Чунчане.

Налоговые организации на территориальном и местном уровнях делятся на территориальные и местные налоговые подразделения (инспекции).

Территориальные подразделения Государственной администрации налогообложения - департаменты, непосредственно подчиняющиеся руководству администрации. Они являются функциональными органами и отвечают за сбор находящихся в их юрисдикции налогов. Они также отвечают за разработку налоговых законов, инструкций и разъяснений по их исполнению в соответствии с местными условиями. Руководители подразделений и их заместители назначаются руководством администрации. Количество отделов территориальных налоговых подразделений не превышает 12 и включает общий отдел, отдел налогов с оборота, отдел налогов на прибыль, отдел планирования и финансов, отдел взимания и управления налогами, отдел кадров, отдел контроля и отдел налоговой политики и налогового законодательства. Дополнительно территориальные налоговые подразделения могут создавать бюро налоговых расследований, бюро взимания налогов, бюро налогообложения иностранных инвестиций и/или бюро налогового контроля за экспортом и импортом.

Местные налоговые инспекции находятся в совместном ведении соответствующих местных исполнительных органов и вышестоящих налоговых подразделений. При этом вышестоящие налоговые подразделения осуществляют вертикальное руководство нижестоящими, а именно: решают кадровые, организационные вопросы, определяют основные показатели сметы расходов.

Н.Г. Ермилова,
МНС России
Н.Н. Гендерова,
Финансовая академия при Правительстве
Российской Федерации

вверх