назад
05 сентября 2016 23:50 / Москва

Международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи субъекта Российской Федерации: на примере законодательства города Москвы

Международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи субъекта Российской Федерации: на примере законодательства города Москвы

Трошкина Т.Н.

В статье исследуются законодательная база г. Москвы, регулирующая международные и внешнеэкономические отношения, в которые вступают органы государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации, а также правовые основы межрегионального сотрудничества с участием г. Москвы.

Ключевые слова: международные связи субъекта Российской Федерации, внешнеэкономические отношения субъекта Российской Федерации, межрегиональные связи, законодательство города Москвы.

International, foreign economic and interregional relations of a subject of the Russian Federation: by the example of law of the city of Moscow

T.N. Troshkina

The article investigates the legal framework of Moscow dedicated to international and foreign economic relations, in which the public authorities of the city of Moscow as a subject of the Russian Federation to be entered, as well as the legal framework for interregional cooperation with participation of the city of Moscow.

Key words: international relations of a subject of the Russian Federation, foreign relations of a subject the Russian Federation, inter-regional relations, the law of the city of Moscow.

Москва как субъект Российской Федерации получила право на осуществление международных и внешнеэкономических связей еще до принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.

В Федеративном договоре от 31 марта 1992 года "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" было закреплено, что субъекты Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей.

Конституция Российской Федерации (пункт "о" части 1 ст. 72) относит к совместному ведению России и ее субъектов координацию международных и внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров Российской Федерации. Данная конституционная норма подтверждает право субъектов Российской Федерации участвовать в международных и внешнеэкономических связях и заключать в этих целях международные договоры и соглашения. При этом право субъекта Российской Федерации на ведение международных переговоров и заключение международных договоров и соглашений с иностранными партнерами не должно нарушать территориальную целостность Российской Федерации и затрагивать ее полномочия и прерогативы как суверенного государства (п. п. "к", "л", "м", "н" ст. 71 Конституции РФ), а также каким-либо образом ущемлять законные интересы иных субъектов Российской Федерации.

Под международными и внешнеэкономическими связями субъектов Российской Федерации понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами - субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а в ряде случаев и с международными организациями. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.

Государственное регулирование международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации является одним из важных направлений региональной политики Российской Федерации, что нашло свое отражение в Основных положениях региональной политики Российской Федерации, утвержденных Указом Президента РФ от 3 июня 1996 года N 803. В соответствии с этим документом российская региональная политика в области международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации нацелена на обеспечение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Российской Федерации на международной арене (раздел 3.3).

В концепции региональной политики предусматривается оказание федеральными властями:

всемерного содействия субъектам Российской Федерации в освоении опыта деятельности в области внешних связей, их активному вхождению в международное сотрудничество и участию в проектах и программах международных организаций, связанных с региональным развитием;

поддержки внешнеэкономической деятельности российских регионов, в развитии культурного сотрудничества и гуманитарных связей на региональном уровне, в расширении контактов с соотечественниками за рубежом и оказание им содействия;

содействия установлению тесных связей между регионами России и государствами - участниками Содружества Независимых Государств;

содействия широкому участию представителей субъектов Российской Федерации в общеевропейском сотрудничестве региональных и местных властей.

Осуществляя региональную политику, федеральный центр координирует с субъектами Российской Федерации международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации; оказывает государственную поддержку программ регионального развития субъектов Российской Федерации, предусматривающих укрепление экспортного потенциала и становление импортозамещающих производств; помогает в подготовке для регионов квалифицированных кадров в различных областях международных и внешнеэкономических связей и т.д.

Законодательные основы осуществления права города Москвы на осуществление международных и внешнеэкономических связей содержатся в Федеральных законах от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 4-ФЗ) и от 15 июня 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

Принятый в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации Закон N 4-ФЗ устанавливает общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, содержит правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей. В статье 1 Закона N 4-ФЗ в развернутом виде сформулировано право субъектов Российской Федерации на осуществление международных и внешнеэкономических связей: "Субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств".

В соответствии с Законом N 4-ФЗ органы государственной власти города Москвы как субъекта Российской Федерации имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. При этом такие соглашения, заключаемые органами государственной власти города Москвы, не могут содержать положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, федеральному законодательству, договорам между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, а также положения, ущемляющие законные интересы другого субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти города Москвы обязаны заблаговременно уведомить соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры по поводу заключения соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключаемого органами государственной власти города Москвы, не позднее чем за месяц до подписания представляется для согласования в Министерство иностранных дел Российской Федерации, а при необходимости и в другие федеральные органы исполнительной власти (например, в Министерство экономического развития Российской Федерации).

В Законе N 4-ФЗ (ст. 4) устанавливается, что Министерство иностранных дел Российской Федерации и другие федеральные органы исполнительной власти информируют орган государственной власти субъекта Российской Федерации о результатах рассмотрения проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, как правило, не позднее чем через 20 дней после получения проекта указанного соглашения. В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются согласительные процедуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Регистрация соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 года N 552 "Об утверждении Правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации"). Органом, осуществляющим такую регистрацию, является Министерство юстиции Российской Федерации. В целях единообразного применения правил государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Минюст России утвердил официальные разъяснения (Приказ Минюста России от 22 июня 2001 года N 185).

Федеральные органы государственной власти не несут ответственность по соглашениям об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные соглашения заключены с органами государственной власти иностранных государств с согласия Правительства РФ либо по конкретному соглашению субъекта Российской Федерации имеются официальные гарантии Правительства РФ.

Соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта Российской Федерации, независимо от формы, наименования и содержания не являются международными договорами. Соответствующая норма содержится в статье 7 Закона N 4-ФЗ.

Федеральный закон от 15 июня 1995 года "О международных договорах Российской Федерации" определяет пределы участия субъектов Российской Федерации в заключении международных договоров. В нем, в частности, устанавливается (ст. 4), что международный договор Российской Федерации, затрагивающий вопросы, относящиеся к ведению субъектов Федерации, заключается по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

Вопросы участия представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации в подготовке проекта международного договора, затрагивающего вопросы, относящиеся к ведению субъекта Российской Федерации, или его полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также в переговорах и процедуре его подписания решаются федеральными органами исполнительной власти или уполномоченными организациями по согласованию с органами государственной власти заинтересованного субъекта Российской Федерации, на которые возложена соответствующая функция.

С правомочиями города Москвы как субъекта Российской Федерации по установлению международных и внешнеэкономических связей непосредственно связано право субъектов Российской Федерации иметь свои представительства на территориях иностранных государств. Такое право предусмотрено статьей 10 Закона N 4-ФЗ.

При реализации такого права органы государственной власти города Москвы должны руководствоваться не только Конституцией Российской Федерации и Законом N 4-ФЗ, но и рядом подзаконных актов - прежде всего, Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 года N 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации" (далее - Указ N 375).

Для открытия представительств за рубежом субъекты Российской Федерации обязаны получить согласие Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Контроль за деятельностью представительств субъектов Российской Федерации за рубежом возложен в соответствии с Указом N 375 на чрезвычайных и полномочных послов Российской Федерации, основная задача которых - обеспечение проведения единой внешнеполитической линии РФ в стране пребывания.

Руководители представительств субъектов РФ обязаны согласовывать свою деятельность с посольствами или консульскими учреждениями Российской Федерации в стране пребывания, а также оказывать им содействие в рамках реализации стоящих перед ними задач.

Представительства субъектов Российской Федерации на территориях иностранных государств, а равно иностранные представительства на территории субъекта Российской Федерации не обладают статусом дипломатических представительств, на них не могут быть возложены консульские или дипломатические функции. Работники указанных представительств не пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Порядок деятельности торговых представительств, их полномочия определяются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании принимаемых нормативных правовых актов. Правительство Москвы приняло Постановление от 14 января 2003 года N 4-ПП, которым были утверждены:

Положение о создании и функционировании представительства правительства Москвы на территории иностранного государства;

Типовое положение о представительстве правительства Москвы.

В соответствии с этими актами, представительство правительства Москвы создается на территории (регион, административно-территориальная единица) иностранного государства в целях содействия развитию внешнеэкономических, научно-технических, культурных, гуманитарных и иных связей города Москвы с иностранными партнерами.

По решению правительства Москвы и согласованию с администрациями соответствующих регионов на представительство может быть возложено представление интересов города Москвы в нескольких регионах государства пребывания.

Функционирование представительства осуществляется на принципах самоокупаемости и самофинансирования за счет средств торгового дома Москвы или иной российской организации, осуществляющей торгово-экономические связи Москвы с данным регионом.

Представительство правительства Москвы осуществляет следующие функции:

представление интересов правительства Москвы в органах государственной власти и местного самоуправления данного региона иностранного государства по вопросам торгово-экономического, научно-технического, гуманитарного и культурного сотрудничества;

содействие в налаживании прямых связей между хозяйствующими субъектами всех организационно-правовых форм города Москвы и данного региона иностранного государства, в заключении и реализации совместных договоров и контрактов, а также в информировании об их деятельности;

установление и развитие контактов между органами власти города Москвы и данного региона иностранного государства;

контроль и систематическое информирование правительства Москвы о ходе выполнения договорных документов, подписанных между правительством Москвы и соответствующим органом исполнительной региона иностранного государства;

организация и проведение по поручениям правительства Москвы переговоров с партнерами в регионе иностранного государства по вопросам двустороннего сотрудничества, оказание их участникам содействия; проведение консультаций информационного, рекламного, правового, методического и иного характера;

содействие участию организаций города Москвы в международных выставках и ярмарках, проводимых в данном регионе иностранного государства, а также в других регионах государства пребывания;

содействие проведению торгово-промышленных выставок и ярмарок продукции московских предприятий, внедрению совместных проектов, созданию совместных предприятий, открытию торговых домов, магазинов Москвы в регионе иностранного государства, а также организации иных мероприятий, касающихся развития и укрепления двусторонних отношений;

организация поездок делегаций правительства Москвы в данный регион;

оказание по поручениям правительства Москвы помощи должностным лицам, командированным в регион, в выполнении ими служебных заданий;

содействие в привлечении в пределах своей компетенции финансовых средств и инвестиций иностранных финансовых и промышленных структур в развитие экономики, социальной и культурной сферы города Москвы;

защита интересов москвичей в данном регионе, оказание им информационной помощи и другие.

Полномочия Москвы как субъекта Российской Федерации по осуществлению внешнеэкономических связей определены в Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". В статье 8 этого Закона перечислены важнейшие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности:

проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства РФ с органами государственной власти иностранных государств;

содержание своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития РФ и Министерством иностранных дел РФ;

открытие представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности;

информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации;

создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации.

В Уставе Москвы закреплена также норма, в соответствии с которой Москва участвует в пределах своей компетенции в выполнении международных договоров Российской Федерации. Данная норма воспроизводит положение пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", в соответствии с которым "органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров Российской Федерации".

Межрегиональное сотрудничество города Москвы является важнейшим фактором развития научно-производственного потенциала, сферы строительства и городского хозяйства, социально-культурной области, повышения уровня жизни москвичей.

Будучи политическим, экономическим, научным и культурным центром страны, Москва занимает лидирующие позиции в системе межрегиональных связей в Российской Федерации. Сегодня она взаимодействует с 76 субъектами Российской Федерации, рядом крупных и малых российских городов.

Мероприятия межрегионального характера включены в отраслевые городские целевые программы. Реализуются крупные совместные проекты в области жилищного строительства, энергетики, производственной кооперации и перебазирования промышленных предприятий, продовольственной политики, развития инфраструктуры поддержки предпринимательства, транспорта, имеющие долгосрочную выгоду для Москвы и способствующие выполнению среднесрочных программ социально-экономического развития города.

Нормативную базу межрегионального сотрудничества составляют Конституция Российской Федерации, Устав города Москвы и иные нормативные правовые акты города Москвы.

Особое место в нормативно-правовой базе составляют договоры и соглашения о сотрудничестве, заключаемые Москвой с российскими регионами. На начало 2008 года было заключено свыше 380 таких соглашений (приложение к Постановлению правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1160-ПП).

В соответствии со статьей 13 (пункт 14 части 1) Устава к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится осуществление, наряду с международными и внешнеэкономическими связями, разнообразных межрегиональных контактов.

Общее руководство формированием межрегиональных связей осуществляет мэр Москвы (п. 1 ст. 78 Устава). Он представляет город Москву в межрегиональных отношениях, в том числе на государственных протокольных мероприятиях, проводимых на федеральном уровне.

Часть своих полномочий в области межрегиональных связей мэр вправе передать правительству Москвы или отдельным его членам (п. 2 ст. 78). Один из заместителей мэра непосредственно отвечает за вопросы межрегионального сотрудничества. Учреждена должность заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма; в аппарате правительства Москвы создан отдел заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам межрегионального сотрудничества, спорта и туризма (Положение об отделе утверждено Постановление правительства Москвы от 18 декабря 2007 года N 1091-ПП).

О состоянии межрегиональных связей города Москвы мэр ежегодно информирует Московскую городскую Думу.

Сама же Московская городская Дума, в соответствии со статьей 77 Устава, заключает соглашения о сотрудничестве с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами власти их муниципальных образований, непосредственно осуществляет межрегиональные связи с органами представительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти города Москвы непосредственно осуществляют межрегиональные связи с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 79 Устава). При этом по вопросам, затрагивающим общегородские интересы, органы и должностные лица исполнительной власти города Москвы при осуществлении ими межрегиональных связей обязаны информировать мэра Москвы и правительство Москвы.

В межрегиональном сотрудничестве участвуют практически все отраслевые и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.

Органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным правительству Москвы и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по межрегиональным связям, является Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы (далее - Комитет). Положение о Комитете утверждено Постановлением правительства Москвы от 7 апреля 2009 года N 282-ПП. В соответствии с ним, к основным задачам Комитета отнесено обеспечение выполнения мэром и правительством Москвы полномочий в сфере межрегиональных связей.

В целях развития взаимовыгодных связей между городом Москвой и субъектами Российской Федерации, усиления контроля за ходом выполнения обязательств города Москвы, повышения результативности межрегионального сотрудничества для его практического использования в сфере городского хозяйства, научно-производственного комплекса и социально-культурной области распоряжением правительства Москвы от 15 мая 2006 года N 799-РП была создана Комиссия правительства Москвы по развитию и координации межрегионального сотрудничества с субъектами Российской Федерации (далее - Комиссия). Положением, введенным распоряжением правительства Москвы от 30 июня 2009 года N 1399-РП, сама Комиссия определена как "совещательный орган, образованный в целях координации взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы и субъектов Российской Федерации при решении вопросов развития межрегионального сотрудничества".

Основными задачами Комиссии являются:

определение перспективных направлений межрегионального сотрудничества органов исполнительной власти города Москвы с субъектами Российской Федерации;

организация разработки комплексных целевых программ (мероприятий) по дальнейшей интеграции города Москвы и субъектов Российской Федерации и оптимизации межрегионального сотрудничества.

В настоящее время перед органами исполнительной власти Москвы стоит задача осуществить комплекс мер по диверсификации и оптимизации межрегиональных связей - распространению межрегиональной деятельности Москвы на новые сферы, расширению номенклатуры конкурентоспособной продукции и видов предоставляемых услуг, востребованных в регионах.

В целях обеспечения дальнейшего развития межрегионального сотрудничества, направленного на устойчивое развитие столицы, правительство Москвы в качестве приоритетных определило направления межрегиональных связей, обеспечивающие повышение продовольственной безопасности города, стабильность рынков сбыта продукции и услуг московских предприятий, реализацию финансово-инвестиционных возможностей города, улучшение экологии, эффективность использования научно-технического и образовательного потенциала столицы, развитие социальной сферы.

Постановлением правительства Москвы от 25 декабря 2007 года N 1160-ПП утверждены комплексные мероприятия по дальнейшей интеграции города Москвы и субъектов Российской Федерации и оптимизации межрегиональных связей города Москвы на период до 2010 года. Координатором по выполнению комплексных мероприятий был назначен Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы, которому предписывалось:

оказывать консультативно-методологическую помощь органам исполнительной власти города Москвы в реализации комплексных мероприятий, подготовке ими межрегиональных договоров и соглашений;

ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в правительство Москвы сводный отчет о результатах выполнения комплексных мероприятий.

Основные направления деятельности Московской городской Думы по вопросам международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей определены в статье 77 Устава Москвы.

1. Заключение соглашений о сотрудничестве с законодательными (представительными) органами государственной власти иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами власти их муниципальных образований, межпарламентскими объединениями.

Соответствующими полномочиями Московская городская Дума наделена в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 35 Устава города Москвы: "Московская городская Дума заключает соглашения с органами законодательной (представительной) власти других субъектов Российской Федерации и иностранных государств".

В соответствии со статьей 7 Закона г. Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" Московская городская Дума может заключать соглашения о межпарламентском сотрудничестве с палатами Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления их муниципальных образований, межпарламентскими объединениями. В части третьей упомянутой статьи уточняется, что соглашения о межпарламентском сотрудничестве подписываются Председателем Московской городской Думы и вступают в силу после их утверждения Думой. Такое соглашение утверждается Думой путем принятия соответствующего постановления.

О содержании соглашений о сотрудничестве, заключаемых Московской городской Думой, можно судить по следующему примеру. В 1997 году было заключено Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Московской городской Думы и Таллиннского городского собрания (утверждено Постановлением Московской городской Думы от 22 января 1997 года N 8). В этом Соглашении Московская городская Дума и Таллиннское городское собрание, "руководствуясь дружественными отношениями, желая содействовать развитию и укреплению взаимопонимания в области экономики, культуры и в других областях, исходя из интересов жителей наших городов", берут на себя обязательства:

об установлении информационного взаимодействия в сфере нормативной и законодательной деятельности путем обмена правовыми актами города, планами совершенствования городского управления, проведения совместных мероприятий по этим проблемам;

на уровне своей компетенции обеспечивать развитие и укрепление российско-эстонского взаимопонимания, сотрудничества и расширения всесторонних контактов в интересах жителей наших городов, независимо от их этнической, религиозной и политической принадлежности;

оказывать друг другу содействие в углублении экономического и научно-технического сотрудничества путем развития нормативной базы, способствующей совершенствованию различных форм взаимодействия в сфере экономики, и установления взаимных интересов в сфере вложения капиталов и инвестиций;

содействовать обмену информацией о передовых технологиях в области градостроительства, ремонта и эксплуатации жилья, о программах и планах развития городов Москвы и Таллинна;

содействовать расширению контактов в области развития науки, культуры, спорта, туризма, в иных областях гуманитарной деятельности.

В целях развития гуманитарных контактов в Соглашении было признано целесообразным создать постоянно действующую совместную рабочую группу Московской городской Думы и Таллиннского городского собрания. Такая группа была создана решением Московской городской Думы от 3 декабря 1997 года N 16 "Об утверждении состава рабочей группы Московской городской Думы по развитию сотрудничества и взаимодействия с Таллинским городским Собранием".

2. Утверждение договоров и соглашений города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Федеральное законодательство (подпункт "з" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") устанавливает, что утверждение заключения и расторжения договоров субъекта Российской Федерации должно оформляться принятием соответствующих законов субъекта Российской Федерации.

Данная норма конкретизируется в статье 35 Устава города Москвы, в соответствии с которой к полномочиям Московской городской Думы отнесено (пункт 21 части 1) утверждение договоров и соглашений города Москвы в порядке, установленном федеральным законодательством и законами города Москвы.

Под утверждением понимается стадия заключения договора или соглашения, выражающаяся в согласии Московской городской Думы с положениями заключенного договора или соглашения путем принятия закона города Москвы или Постановления Думы в случаях, установленных федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом или самим договором или соглашением.

Законодательство города Москвы различает понятия договора и соглашения. Договоры города Москвы - это соглашения, независимо от их наименования, заключаемые в письменной форме мэром Москвы от имени города Москвы с субъектами договорных отношений в рамках компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законами города Москвы. Соглашения представляют собой правовую форму закрепления договоренностей, достигнутых Московской городской Думой, мэром в осуществлении международных и внешнеэкономических связей и в иных установленных законодательством случаях; правительством Москвы, уполномоченными отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города с субъектами договорных отношений.

Субъектами таких договорных отношений могут быть:

федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, межрегиональные объединения, органы местного самоуправления муниципальных образований в составе субъектов Российской Федерации;

законодательные (представительные) и исполнительные органы власти субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств;

юридические лица и международные организации, иные иностранные партнеры в соответствии с федеральным законодательством).

3. Непосредственное осуществление международных и межрегиональных связей с органами представительной власти городов и регионов иностранных государств, субъектов Российской Федерации, международными межпарламентскими и иными зарубежными организациями, а также участие в работе международных организаций, деятельность которых направлена на решение проблем городского и муниципального управления, межмуниципального сотрудничества.

В настоящее время Московская городская Дума подписала более двадцати документов о сотрудничестве - соглашений, протоколов, меморандумов - с городскими законодательными и представительными органами государственной власти ряда иностранных государств (Палата депутатов города Берлина, городская Дума города Софии, Сеульский Столичный Совет, Рада города Кракова, Таллинское городское Собрание, Хурал народных представителей города Улан-Батора, Муниципальный совет города Бейрута, Бишкекский городской Кенеш депутатов, Народный Совет города Ханоя, Севастопольский городской Совет, Постоянный комитет Городского Собрания Народных представителей города Пекина, Коммунальная администрация города Флоренции и др.). Московская городская Дума заключила также ряд соглашений с представительными (законодательными) органами регионов (субъектов федерации) иностранных государств - Сенатом штата Калифорния, Баварским Ландтагом, Советом Брюссельского столичного региона, Народным Собранием Гагаузии, Верховным Советом Автономной Республики Крым, органами представительной и исполнительной власти Луганской области, Верховным советом Приднестровской Молдавской Республики и др.

Перечень представительных (законодательных) и иных органов власти субъектов Российской Федерации и городов Российской Федерации, с которыми Московская городская Дума заключила соглашения (протоколы) о сотрудничестве, еще более внушительный: Государственный Совет Республики Татарстан, Дума Приморского края, Законодательное Собрание Ульяновской области, Тюменская городская Дума, Законодательное Собрание Краснодарского края, Законодательное Собрание Омской области, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Государственное Собрание Республики Башкортостан, Городское Собрание Сочи, Государственный Совет Чеченской Республики, Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и т.д. Полный список размещен на официальном сайте Московской городской Думы.

4. Осуществление контроля в отношении утвержденных Московской городской Думой договоров и соглашений.

Общий порядок осуществления Московской городской Думой контрольных функций установлен статьей 38 Устава. В соответствии с частью второй этой статьи, органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, иные организации, должностные лица обязаны в месячный срок по обращению Московской городской Думы, депутата Московской городской Думы, депутатской комиссии, рабочей группы или фракции Московской городской Думы предоставлять запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к ведению Московской городской Думы, а в случае указания на нарушение законодательства незамедлительно принимать меры для устранения нарушения и привлечения виновных к ответственности.

В соответствии со статьей 17 Закона г. Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" органы государственной власти города Москвы принимают все необходимые меры, направленные на обеспечение добросовестного исполнения договоров и соглашений города Москвы.

Московская городская Дума осуществляет текущий контроль за исполнением утвержденных ею соглашений, в том числе в отношении соглашений, требующих финансирования из бюджета города Москвы.

Текущий контроль за исполнением межпарламентских соглашений возложен на Председателя Московской городской Думы.

Полномочия Московской городской Думы в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей реализуются через деятельность создаваемых в ее структуре комиссий.

Вопросы международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей относятся к компетенции сразу нескольких комиссий Московской городской Думы. В соответствии с Постановлением Московской городской Думы от 19 апреля 2006 года N 120 "Об утверждении Положения о комиссиях Московской городской Думы" соответствующие вопросы распределены между комиссиями Московской городской Думы следующим образом:

Комиссия по организации работы Думы - межрегиональные и межгосударственные связи; развитие связей Думы с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами власти и местного самоуправления зарубежных стран и городов; координация работы Думы в области межпарламентских связей; анализ и обобщение результатов обмена делегациями с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами власти и местного самоуправления зарубежных стран и городов; подготовка предложений о формах, направлениях и содержании межпарламентского сотрудничества; взаимодействие с органами исполнительной власти города Москвы, ответственными за развитие международных связей; подготовка предложений об участии депутатов в мероприятиях, проводимых с участием международных организаций; договоры и соглашения города Москвы. Соглашения с органами законодательной власти других субъектов Российской Федерации и иностранных государств;

Комиссия по безопасности - международное сотрудничество по вопросам безопасности; правовое положение иностранных граждан;

Комиссия по государственному строительству и местному самоуправлению - международное и межрегиональное сотрудничество в рамках развития правовой базы и обмена опытом по вопросам государственного строительства и местного самоуправления; взаимодействие с законодательными собраниями субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления Российской Федерации; установление и регулирование отношений с субъектами Российской Федерации;

Комиссия по делам ветеранов - взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам установления льгот для семей погибших (умерших) ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, ветеранов военной службы и правоохранительной службы;

Комиссия по культуре и массовым коммуникациям - международное и межрегиональное культурное и информационное сотрудничество;

Комиссия по науке и образованию - международное сотрудничество в сфере науки и образования;

Комиссия по экономической политике и предпринимательству - развитие сотрудничества города Москвы с регионами Российской Федерации, странами СНГ, а также с другими хозяйствующими субъектами и партнерами в области экономической политики и предпринимательства;

Комиссия по межнациональным и межконфессиональным отношениям - развитие сотрудничества с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также зарубежных государств по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений;

Комиссия по физической культуре, спорту и делам молодежи - международное и межрегиональное сотрудничество в рамках развития правовой базы и обмена опытом по вопросам физической культуры, спорта и делам молодежи; развитие молодежного парламентаризма.

В статье 78 Устава перечислены основные полномочия мэра Москвы по вопросам международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, а также установлены основные направления взаимодействия мэра с другими ветвями государственной власти города Москвы при осуществлении соответствующих полномочий:

в отношении исполнительной власти - право передавать часть своих полномочий в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных отношений правительству Москвы или его членам;

в отношении законодательной власти - обязанность ежегодно информировать Московскую городскую Думу о международных, внешнеэкономических и межрегиональных связях города.

Мэр Москвы, будучи высшим должностным лицом города Москвы, представляет город Москву в международных и межрегиональных отношениях, в том числе на государственных протокольных мероприятиях, проводимых на федеральном уровне, а также осуществляет общее руководство системой международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей города Москвы. Непосредственное руководство возлагается на уполномоченные функциональные органы исполнительной власти города Москвы (Департамент внешнеэкономических и международных связей, Комитет межрегиональных связей и национальной политики), которые осуществляют исполнительно-распорядительные функции в соответствующих сферах (ст. 45 Устава).

Мэр заключает договоры и соглашения от имени города Москвы. К числу договоров, заключаемых мэром от имени города Москвы, статьей 6 Закона г. Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" к договорам отнесены:

договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы;

договоры об основах отношений с субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований, межрегиональными объединениями.

Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы заключаются в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Свои полномочия по ведению переговоров и подписанию договоров, за исключением договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти города Москвы, мэр может указом передавать иным должностным лицам органов исполнительной власти города Москвы.

Договоры от имени города Москвы подписываются и представляются мэром на утверждение Думы.

Мэр подписывает также соглашения об изменении границ города Москвы.

Особое направление международной деятельности мэра Москвы - заключение соглашений от имени города Москвы об осуществлении международных и внешнеэкономических связей с международными организациями, субъектами иностранных федеративных государств, городами и иными административно-территориальными образованиями иностранных государств. Соответствующие полномочия мэр реализует в соответствии с Федеральным законом от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Законом N 4-ФЗ предусматривается, что соглашения в области международных и внешнеэкономических связей согласовываются с уполномоченными федеральными органами государственной власти - Министерством иностранных дел Российской Федерации. Проект соглашения города об осуществлении международных и внешнеэкономических связей должен быть предоставлен в МИД России на согласование не менее чем за месяц до подписания. О результатах рассмотрения МИД России должен проинформировать мэра Москвы не позднее чем за 20 дней до даты подписания соглашения. В случае если имеются какие-либо разногласия, применяются согласительные процедуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях реализации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей города Москвы мэром Москвы может быть принято решение об открытии представительств за пределами Российской Федерации. Такое решение принимается в соответствии с федеральным законодательством (прежде всего Федеральным законом от 4 января 1999 года N 4-ФЗ "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 года N 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации"), которое предусматривает необходимость согласования данного решения с Министерством иностранных дел РФ. Открываемые мэром Москвы представительства за рубежом не осуществляют политических, дипломатических и консульских функций. Они нацелены прежде всего на развитие и укрепление торгово-экономических, научно-технических, гуманитарных связей.

В целях упорядочения процесса создания и функционирования представительств Москвы в административно-территориальных образованиях иностранных государств Постановлением правительства Москвы от 14 января 2003 года N 4-ПП утверждены Положение о создании и функционировании представительства правительства Москвы на территории иностранного государства и Типовое положение о представительстве правительства Москвы.

Учреждению представительства города Москвы, как правило, предшествует заключение соглашения между мэром Москвы или правительством Москвы и правомочным органом иностранного государства, субъекта иностранного федеративного государства или административно-территориального образования иностранного государства. Так, представительство города Москвы в Республике Беларусь было открыто в соответствии с Соглашением от 9 апреля 2004 года между правительством Москвы и Правительством Республики Беларусь о Совете делового сотрудничества Республики Беларусь и города Москвы, а также Соглашением от 4 августа 1995 года между правительством Москвы и Правительством Республики Беларусь о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. Распоряжением правительства Москвы от 21 мая 2007 года N 973-РП утверждено Положение о представителе правительства Москвы в Республике Беларусь и его заместителе.

В рамках своей компетенции мэр Москвы может участвовать в переговорах и заключении соглашений с дипломатическими и иными представительствами зарубежных стран и международных организаций, расположенными на территории города Москвы. Он также вправе осуществлять контакты с российскими дипломатическими и иными представительствами за рубежом по вопросам, имеющим отношение к интересам города Москвы.

Реализуя данные полномочия, мэр должен действовать в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 года N 375 "О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации".

В Уставе (ст. 79) закрепляется право органов исполнительной власти города Москвы непосредственно осуществлять международные, внешнеэкономические и межрегиональные связи с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов и регионов иностранных государств, а также с иными зарубежными партнерами. Они могут также участвовать в работе международных межправительственных и неправительственных организаций, деятельность которых направлена на решение проблем городского и муниципального управления, межмуниципального сотрудничества.

Свою деятельность органы исполнительной власти в сфере международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей осуществляют в рамках своей компетенции и в соответствии с действующим федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами города Москвы. При этом, когда международные, внешнеэкономические и межрегиональные контакты затрагивают общегородские интересы, на органы исполнительной власти возлагается обязанность информировать мэра Москвы и правительство Москвы, координирующих соответствующие связи на городском уровне.

В целях повышения эффективности упомянутых контактов в системе исполнительной власти города Москвы создаются функциональные органы, специально уполномоченные на разработку и реализацию политики города в области международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей.

Постановлением правительства Москвы от 2 октября 2007 года N 869-ПП было оформлено решение о создании Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы - органа, который обеспечивает координацию внешнеэкономической и международной деятельности органов исполнительной власти города Москвы и проведение единой политики города Москвы в области внешнеэкономического и международного сотрудничества.

Департамент внешнеэкономических и международных связей является правопреемником Департамента международных связей, Комитета по внешнеэкономической деятельности (в части инвестиционной и внешнеэкономической деятельности) и Валютно-финансового управления (в части формирования и проведения совместно с другими органами исполнительной власти города Москвы единой экономической и финансовой политики в области внешнеэкономической деятельности города Москвы).

Положение о Департаменте внешнеэкономических и международных связей города Москвы утверждено Постановлением правительства Москвы от 4 марта 2008 года N 159-ПП. В нем Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы определяется как функциональный орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий "функции по выработке и реализации политики города Москвы в сфере внешнеэкономических и международных связей, включая межотраслевую координацию и функциональное регулирование, а также в области сотрудничества Москвы с зарубежными городами и регионами, с международными организациями, привлечения в Москву и защиты иностранных инвестиций, участия в реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом и иных программ правительства Москвы".

Основными задачами Департамента являются:

разработка стратегии взаимоотношений города Москвы в области международного сотрудничества с иностранными партнерами и представление соответствующих предложений мэру Москвы;

разработка и участие в реализации единой политики в области внешнеэкономических и международных связей города Москвы, политики в сфере привлечения иностранных инвестиций в экономику города Москвы и их защиты;

осуществление сотрудничества города Москвы с международными (в том числе региональными) организациями, включая участие города Москвы в их деятельности в качестве члена этих организаций, а также координация вопросов участия органов исполнительной власти Москвы в международных организациях;

координация международного сотрудничества органов исполнительной власти города Москвы с зарубежными партнерами в целях проведения единой политики города Москвы в области внешнеэкономических и международных связей и реализации международных прав и обязательств города Москвы;

координация деятельности органов исполнительной власти по привлечению иностранных инвестиций в городские программы и проекты, выработка мер по повышению привлекательности городских программ для иностранных инвесторов и формирование базы данных по инвестиционным проектам.

Департамент внешнеэкономических и международных связей организует информирование российской и зарубежной аудитории о международной деятельности правительства Москвы; осуществляет руководство и контроль за деятельностью Домов и представительств города Москвы за рубежом; организует визиты за рубеж мэра Москвы и делегаций правительства Москвы, а также визиты и переговоры в Москве зарубежных делегаций, прибывающих по приглашению мэра Москвы и правительства Москвы; обеспечивает подготовку и проведение встреч мэра Москвы и членов правительства Москвы с зарубежными делегациями и представителями и т.д.

Органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции по межрегиональным связям, является Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Положение о нем утверждено Постановлением правительства Москвы от 7 апреля 2009 года N 282-ПП.

В соответствии с ним Комитет разрабатывает городские программы по межрегиональному сотрудничеству; разрабатывает и реализует мероприятия по повышению качества и эффективности взаимодействия правительства Москвы с партнерами по межрегиональному, международному и этнокультурному сотрудничеству, с национально-культурными автономиями и национальными общественными объединениями города Москвы; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением федерального законодательства и законодательства города Москвы в области межрегиональных связей, национальных отношений, отнесенных федеральным законодательством к компетенции субъектов Российской Федерации; осуществляет сотрудничество с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти города Москвы, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами государственной власти Республики Беларусь, региональными объединениями, органами местного самоуправления, организациями и гражданами по вопросам межрегионального сотрудничества.

В Уставе закреплено также право органов исполнительной власти города Москвы в рамках осуществления международных, внешнеэкономических и межрегиональных контактов заключать в соответствии со своей компетенцией соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления их муниципальных образований, с зарубежными партнерами.

В соответствии со статьей 9 Закона г. Москвы от 28 марта 2001 года N 11 "О договорах и соглашениях города Москвы" отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы в развитие ранее заключенных договоров и соглашений города Москвы могут по конкретным вопросам правового регулирования, установленного этими договорами и соглашениями, заключать с выше перечисленными субъектами договорных отношений.

Проекты соответствующих соглашений подлежат обязательному согласованию с мэром либо, по его поручению, с уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы, которые представляют по ним свои заключения.

Соглашение отраслевого, функционального или территориального органа исполнительной власти города Москвы подписывается руководителем соответствующего органа при наличии согласования мэра, положительного заключения органа исполнительной власти города Москвы, проводившего экспертизу по его поручению.

Правительство Москвы устанавливает порядок подготовки, заключения и выполнения соглашений отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти. Постановлением правительства Москвы от 7 августа 2001 года N 726-ПП "О реализации положений Закона города Москвы "О договорах и соглашениях города Москвы" были утверждены:

Перечень уполномоченных органов исполнительной власти города по координации работ, связанных с заключением договоров и соглашений города Москвы;

Порядок подготовки, заключения и выполнения соглашений органами исполнительной власти города;

Положение о статусе делегации по заключению договоров и соглашений города Москвы;

Порядок представления договоров и соглашений города Москвы на утверждение Московской городской Думы.

Законодательство города Москвы представляет собой пример эффективно действующей правовой модели, регулирующей весь комплекс международных, внешнеэкономических и межрегиональных отношений субъекта Российской Федерации.

 

вверх