назад
17 сентября 2016 15:53 / Москва

Личность преступника - члена религиозных сект: криминологический и психологический анализ

Личность преступника - члена религиозных сект: криминологический и психологический анализ

Авласенко В.А.


Личность преступника - вот то, что является основной причиной большинства совершаемых преступлений. Те ее особенности, которые побуждают человека к противоправным действиям, являются главным объектом воздействия на личность с целью их предупреждения.

Ключевые слова: тоталитарная секта, личность преступника, религиозные преступления.

Criminal identity: criminological and the psychological analysis. Criminal identity is the main reason of the majority of crimes. Those of its features which induce the person to illegal actions are the main object of influence on the person with the purpose of their prevention.

Key words: totalitarian sect, the person of the criminal, religious crimes.

Личность преступника - вот то, что является основной причиной большинства совершаемых преступлений. Те ее особенности, которые побуждают человека к противоправным действиям, являются главным объектом воздействия на личность с целью их предупреждения. На протяжении всей истории науки криминологии ведутся непрекращающиеся споры, что же такое личность преступника, существует ли она вообще, в чем ее роль в совершении преступления. Так как человек - существо глубоко социальное, его личность формирует окружающее его общество, его законы и мораль. Соответственно, его личность несет на себе отпечаток социума, в котором он общается. И все-таки преступник отличается от других людей.

"Преступник - это личность со значительно более высоким уровнем тревожности и неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности, отчужденности от общественных ценностей и полезного общения" <1>. У таких людей более чувствительная и легкоранимая при общении с другими людьми психика. Они, как правило, одиноки, плохо социально адаптированы, они хуже усвоили требования правовых и нравственных норм, больше отчуждены от общества и его ценностей. Все это вместе с антиобщественными взглядами и отличает преступника от обычного гражданина. Нельзя отрицать факт, что человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Но многое зависит и от внутреннего мира человека, его взгляда на жизнь и психологических особенностей.

--------------------------------

<1> Эминова В.Е. Криминология. М.: Юристъ, 1997. С. 48.

Каков же криминологический портрет лиц - участников религиозных тоталитарных сект, совершающих преступления? Общая характеристика членов религиозных тоталитарных сект, совершающих преступления, различна и зависит как от степени деструктивности самой секты, так и от той роли, которую занимает в ней каждый из участников. Кроме того, личностные особенности членов религиозных тоталитарных сект, совершивших преступления, практически не отличаются от характеристик участников таких религиозных организаций, не привлекавшихся к уголовной ответственности. Выделяются следующие группы участников религиозных тоталитарных сект и определяются их характеристики:

1) лидеры указанных организаций, среди которых, в зависимости от степени их деструктивности и конспирированности, можно выделить:

а) руководителей религиозных организаций, внешне стремящихся показать свою лояльность к окружающему социуму, провозглашающих исключительно добрые цели, использующих фрагменты традиционных вероучений;

б) руководителей организаций, имеющих ярко выраженную антиобщественную, прежде всего агрессивную, направленность (сатанинские организации);

в) руководителей террористических организаций;

2) Рядовые члены религиозных организаций, в т.ч. и террористы-самоубийцы.

Подавляющее число из них (около 85%) - лица мужского пола. Некоторое исключение - секта "Свидетели Иеговы", где женщины составляют около 73% <2>. Возрастной критерий зависит от принадлежности к конкретным религиозным организациям. Так, в секте "Свидетели Иеговы" возраст участников распределен следующим образом: 12,5% лиц в возрасте 16 - 30 лет; 60,5% - лица от 30 до 40 лет; 16,2% - лица, достигшие возраста 40 - 50 лет, и 10,3% - старше 50 лет. Руководители таких сект, как мормоны и сайентологи, как правило, делают ставку на молодежь, в силу чего возраст основной массы адептов (63,7%) - 20 - 30 лет; около 30% - это лица в возрасте 30 - 40 лет (являющиеся в основной массе руководителями данных организаций и имеющие высшую степень посвящения) и около 5% - свыше 40 лет.

--------------------------------

<2> Егорцев А. Религиозные секты: свобода от совести. М., 2004.

Образовательный уровень участников практически всех исследуемых религиозных тоталитарных организаций имеет следующую структуру: "лица с высшим образованием - 26,7% (преобладающее большинство из них - 19,4% - имеет образование гуманитарной направленности); имеющие среднее специальное образование - 14,8% и среднее - около 60%" <3>.

--------------------------------

<3> Преосв. Иоанн. К оценке масштабов сектантской экспансии на территории России // Миссионерское обозрение. 1997. N 6.

По семейному положению: 23,7% женаты (замужем) и 76,3% холосты (не замужем).

Что касается рода деятельности, то его характер опять же зависит от принадлежности участников к той или иной религиозной организации. Так, в секте "Свидетели Иеговы" подавляющее число лиц (67,8%) заняты трудом, не требующим большой временной отдачи, здесь преобладают профессии низкого социального статуса, и 28,3% пенсионеров. В сектах мормонов и сайентологов, напротив, преобладающее количество участников имеют профессии, требующие высокого интеллектуального уровня, профессиональной подготовки, социально значимы. 37,2% работают в управленческих государственных структурах, 44,6% занимаются частным предпринимательством, остальные 18,2% приходятся на работников образовательных учреждений и военнослужащих.

Анализ уголовно-правовых признаков лиц, совершивших преступления разной направленности, показал, что их подавляющее число (83,6%) имеет первую судимость; преступления ими, как правило, были совершены в группе (67,2%), что характерно в большей степени для таких преступлений, как Надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244 УК РФ) <4>.

--------------------------------

<4> Егорцев А. Указ. соч. С. 3.

Нравственно-психологические качества всех без исключения членов тоталитарных сект показывают убежденность в своей исключительности, превосходстве надо всеми, кто не является членом их организации. Им присуща полная нетерпимость к традиционным религиям, национально-духовным ценностям, преобладание групповых идей над индивидуальными, оправдание или одобрение аморального и противоправного поведения.

Для всех лидеров подобных религиозных объединений характерны авторитарность, жестокость, готовность идти на все для достижения своей цели, организаторские способности, умение подчинить себе других, уверенность в собственной исключительности, отсутствие способности к сопереживанию, отношение к людям как орудиям достижения своей цели.

Мотивы вхождения граждан в религиозные секты можно разбить на несколько пунктов:

1) трудная жизненная ситуация. В эту категорию вошли ответы людей, которые находились в кризисной ситуации на момент вхождения в организацию. Преобладающими были следующие мотивы: развод, семейное неблагополучие, тяжелая болезнь (инвалидность), потеря работы, тяжелое материальное положение, смерть близкого человека, переезд из другого региона, приобщение близкого человека к наркотикам или попадание его в места лишения свободы;

2) уход от одиночества. Основные мотивы людей, которые по тем или иным причинам ведут одинокий образ жизни, заключаются в том, что они считают себя никому не нужными, в связи с чем пытаются найти эмоциональную поддержку тех, кто может оказать им психологическую помощь и избавить от одиночества;

3) поиск себя - мотивы тех людей, которые еще не определились в жизни, ищут смысл своего существования, пытаются ответить для себя на вопросы бытия;

4) влияние близких людей - родителей, родственников, друзей;

5) под влиянием людей посторонних - членов каких-либо религиозных организаций.

Характерно то, что прослеживается неравномерность распределения процентного соотношения выделенных мотивов среди лиц различных возрастных групп.

Так, в группе от 15 до 20 лет преобладающим мотивом является влияние близких людей - 43,6%; затем влияние членов религиозных организаций - 24,5%; трудная жизненная ситуация - 15,5%; поиск себя - 12,2% и уход от одиночества - 4,2%.

В возрастной группе от 20 до 30 лет: поиск себя - 46,7%; трудная жизненная ситуация - 27,5%; влияние третьих лиц - 17,3%; уход от одиночества - 7,4%; 1,2% - влияние близких людей.

В возрастной группе участников 30 - 50-летнего возраста основным мотивом является трудная жизненная ситуация - 63,8%; затем уход от одиночества - 30,4%; влияние посторонних людей - 3,4%; поиск себя - 2,2% и 0,2% - под влиянием близких людей.

И в последней возрастной категории - 50 лет и старше - преобладающим мотивом является уход от одиночества - 70,3%; трудная жизненная ситуация - 18,7%; 11% - под влиянием посторонних людей (как правило, членов секты "Свидетели Иеговы")<4>.

--------------------------------

<4> Егорцев А. Указ. соч. С. 3.

В связи с повышенной общественной опасностью отдельно рассмотрены личностные особенности членов экстремистских организаций, участников террористических группировок и сатанинских сект.

Среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экстремизм, встречаются разные лица. Основную массу составляют социально неадаптированные подростки 14 - 17 лет, как правило, не работающие и не учащиеся или формально занятые, входящие в устойчивые агрессивные группы. Часто "они называют себя "скинхедами", но от националистической идеологии имеют в наличии только лысые головы" <5>. Эти лица совершают основную массу актов причинения вреда здоровью из хулиганских побуждений, собственно хулиганств, вандализма и надругательств над местами захоронений. Они же оказываются в первых рядах погромщиков при возникновении массовых беспорядков. Нередко указанными лицами совершаются и более тяжкие преступления, которые получают более полное отражение в уголовной статистике.

--------------------------------

<5> Павлинов А.В. Насильственный экстремизм. М., 2004. С. 147.

Другая часть экстремистов представлена лицами разного возраста и достатка, как правило, имеющими среднее или среднее специальное образование, допустившими возбуждение вражды и ненависти или унижение человеческого достоинства, а также совершающие различные преступления на почве вражды и ненависти, например нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, организацию объединения, посягающего на личность и права граждан.

Как правило, указанные лица не совершают насильственные преступления, и их преступные деяния не получают отражения в уголовной статистике как проявление "бытового" национализма (шовинизма, антисемитизма). Ввиду сложности установления мотива "экстремистская составляющая", если так можно выразиться, данных деяний остается за пределами внимания правоохранительных органов и суда. Однако именно приверженцы националистических идей и некоторых других радикальных учений ("отнять и поделить") составляют массовый резерв объединений экстремистской ориентации.

Наконец, наряду с "идейными" исполнителями, большую общественную опасность представляют организаторы и спонсоры экстремистских сообществ, а также политические деятели, готовые устанавливать контакты с экстремистами и обеспечивать им политическое прикрытие в обмен на создание желательного климата в обществе. Данная группа лиц представлена лицами более старшего возраста с высоким уровнем образования и материального достатка и не менее высоким уровнем притязаний. Они сами редко принимают участие в массовых мероприятиях и тем более не разоряют кладбища и не избивают приезжих. Если кто-то из них и привлекается к уголовной ответственности, то обычно за совершение иных преступлений: должностных, финансовых, в сфере незаконного оборота оружия и боеприпасов, наркотических средств и т.п.

У данных лиц мотивы вражды и ненависти к определенным социальным группам, бредовые идеи изменения миропорядка, как правило, отходят на второй план. На первом стоят цели установления контроля над ресурсами и достижения конкурентных преимуществ в борьбе за передел сфер влияния, власти. Таким образом, лица, совершающие экстремизм, иные преступления экстремистской направленности и иные преступления, совершаемые на почве вражды и ненависти, могут быть условно разделены на "четыре группы: 1) хулиганствующие "попутчики"; 2) посредственные или второстепенные исполнители; 3) непосредственные или "идейные" исполнители и координаторы, составляющие "ядро" или "актив" экстремистской организации; 4) лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от эффективного преследования" <6>.

--------------------------------

<6> Павлинов А.В. Указ. соч.

Лица, входящие в состав религиозных организаций экстремисткой направленности, представляют реальную угрозу как рядовым гражданам, так и обществу в целом.

В последние годы наибольшую актуальность приобрела проблема "религиозного терроризма" <7>, а именно "исламского", который является разновидностью "религиозного терроризма". Хотя само понятие "религиозный терроризм" весьма условно, т.к. основные религии мира в их традиционном понимании не провозглашают террор, не призывают к нему, а, наоборот, проповедуют целый ряд высоконравственных постулатов. Особенностью религиозного терроризма является то, что террористические организации, деятельность которых основывается на религиозной идеологии, обосновывают свою деятельность как борьбу за веру, основанную на неверной трактовке теологических первоисточников.

--------------------------------

<7> Авдеев Ю.И. Религиозный терроризм: особенности формирования, современная роль, характерные черты // Терроризм и религия. М.: Наука, 2005. С. 176 - 185.

Личности террориста присущи черты насильственного преступника с эгоистически превалированием собственного значения, с пренебрежением к иным людям, их правам и законным интересам. Мотивами их поведения служит корысть, месть, несогласие с политическими решениями, общепризнанными духовными установлениями общества.

Личность террориста - явление, изучение которого ведется не первое столетие. В последнее время представители ряда наук (криминологии, социологии, психологии, политологии) значительное место стали уделять исследованию личности религиозного террориста. Это связано с количеством совершаемых терактов, их масштабностью и возросшей необходимостью выработки в обществе негативного отношения и путей противодействия терроризму и террористам, мотивирующим и обосновывающим свои преступные деяние религиозной догматикой.

"Значительная часть террористов (до 40%) ранее совершали преступления, являлись членами организованных преступных формирований" <8>. Зачастую им присущ религиозный либо националистический фанатизм. Этой категории преступников также свойственны "постоянное озлобление, готовность к насилию, решительность в действиях, преданность интересам преступной группировки, враждебность к иным лицам, отсутствие каких-либо сомнений в правильности своего поведения и колебаний в его осуществлении" <9>. Все эти черты характеризуют личность религиозного террориста как особо опасного преступника, определяют специфику работы правоохранительных органов при проведении контртеррористических операций, а также введение принципиально новых мер и методов противодействия и профилактики.

--------------------------------

<8> Саркисян М.А. Терроризм как преступное деяние по международному праву. М., 2003.

<9> Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов н/Д, 2002.

Следует признать, что в настоящее время правовая политика в религиозной сфере не приносит должного результата. Действующее законодательство не в состоянии реально помешать распространению деструктивных религиозных процессов. Существуют определенные трудности при применении правоохранительными органами норм уголовного и административного законодательства, устанавливающих ответственность руководителей и членов религиозных объединений за совершаемые ими противоправные деяния; отсутствует четкий механизм государственно-правовой превенции религиозного экстремизма. В этой связи не вызывает сомнения необходимость выработки адекватной и действенной государственно-правовой политики в области регулирования религиозных процессов, которая обеспечивала бы эффективный контроль за деятельностью различных религиозных объединений и включала комплекс мер по противодействию религиозному экстремизму и терроризму, обеспечению национальной безопасности страны, не противореча конституционно провозглашенным принципам светского государства и свободы совести и вероисповедания.

Литература

1. Авдеев Ю.И. Религиозный терроризм: особенности формирования, современная роль, характерные черты // Терроризм и религия. М.: Наука, 2005. С. 176 - 185.

2. Егорцев А. Религиозные секты: свобода от совести. М., 2004.

3. Павлинов А.В. Насильственный экстремизм. М., 2004. С. 147.

4. Преосв. Иоанн. К оценке масштабов сектантской экспансии на территории России // Миссионерское обозрение. 1997. N 6.

5. Саркисян М.А. Терроризм как преступное деяние по международному праву. М., 2003.

6. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов н/Д, 2002.

7. Эминова В.Е. Криминология. М.: Юристъ, 1997. С. 48.

 

вверх