назад
31 августа 2016 00:10 / Москва

Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана

Конституционно-правовые основы равноправия языков народов России как фактор развития правовой культуры народов Дагестана

Джамалова Э.К., Курбанова З.М.

Равноправие и самоопределение народов в России согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ являются одной из основ федеративного устройства России. Гарантированное на конституционном уровне всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Конституции РФ) выступают весомым свидетельством сохранения стабильности государства и гражданского общества.

Формирование правовой культуры народов Дагестана и культуры межнационального общения основывается на признании равноправия языков и культур народов Дагестана, опирается на диалог культур.

Ключевые слова: равноправие, языки народов России, развитие правовой культуры, сохранение родного языка, народы Дагестана.

The equality and self-determination nations in Russia under the

art 3 article 5 of Constitution RF are one of bases of Russia federal structure. The right on

reservation of mother tongue, laying the conditions for it study and develo

ment (

art 3 article 68 of Constitution RF) guarantees all nations of RF on constitutional standard and is striking illustration of saving stability state and civil society.

The forming of legal culture of Dagestan nations and culture of international contact foundes on recognition of equality languages and cultures of Dagestan nations, bases u

on dialogue of cultures.

Key words: equality, languages of Russia nations, develo

ment legal culture,

reservation of mother tongue, Dagestan nations.

Российская Федерация - многонациональное государство, населенное более чем 125 нациями и народностями, различными по численности, языку, быту, верованиям, культуре, письменности и уровню социально-экономического развития. Однако, несмотря на указанные различия, Конституция предоставляет всем народам равные условия для существования и развития, запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку (ст. 19 Конституции РФ).

Конституция РФ принята в интересах ее "многонационального народа" (с этих слов начинается текст Основного Закона), само существование которого как определенной общности напрямую зависит и от возможности понимать членов такой общности. Россия - многонациональное государство, для сохранения единства и формирования полноценных институтов гражданского общества которого основополагающее значение имеют добрососедские отношения между населяющими ее народами. Эти отношения поддерживаются множеством консолидирующих факторов и стимулов, немаловажная роль среди которых отведена языку как самоценному явлению культуры.

Равноправие не исключает самоопределения каждого народа в условиях его самобытности и национально-этнических традиций и особенностей. В этих целях Конституция говорит о равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации как одном из принципов ее федеративного устройства (ч. 3 ст. 5), устанавливает дополнительные гарантии для развития малочисленных народов России (ст. 69), гарантирует развитие национальных языков (ст. 26 и 68), свободу вероисповедания (ст. 28) и иные формы самоопределения.

Конституция РФ, гарантируя сохранение и равноправие языков народов России, их самобытное развитие, признает прежде всего право каждого на пользование родным языком. Возможность понимать друг друга, незаменимым условием которой является наличие общего для понимания языка, позволяет интегрировать многочисленные этнические общности в единый многонациональный народ, в современную цивилизацию. Однако осознание себя частью значительной межэтнической общности, как представляется, невозможно без знания и собственно родного языка.

Важным фактором формирования правовой культуры народов Дагестана является предоставляемая и гарантируемая федеральным законодательством возможность самоидентификации дагестанцев. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ за каждым в Российской Федерации закрепляется право определять и указывать свою национальную принадлежность. В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Действующая российская практика пошла именно в этом направлении. Так, во время всероссийской переписи в 2002 г. в России впервые была применена общемировая практика самоидентификации, человек получил возможность добровольно самоопределиться в национальной (этнической) принадлежности

1

. В результате вместо 126 национальностей на территории России было зафиксировано 176 этнических групп и народов. Были обнаружены новые малые народности Алтая, Дагестана, Удмуртии, Татарстана и др.

2

.

--------------------------------

1

Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный). 2009 // СПС "Гарант".

2

Сухова С. Лицо российской национальности. Интервью с Министром РФ В. Зориным // Итоги. 2002. 12 ноября. С. 18.

Огромную роль в процессе формирования правовой культуры народов Дагестана в советский период сыграла грамотная политика советской власти по достаточно компетентному использованию многоязычия дагестанцев. Социалистические правовые взгляды рабочего класса получили законодательное закрепление в исторических декретах советской власти - Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Декретах о земле, о национализации банков, крупной промышленности, внешней торговли, о высшем Совете народного хозяйства и других, в первой советской Конституции 1918 года

3

. По мере возможности все эти законодательные акты издавались на различных языках народов Дагестана.

--------------------------------

3

Баймурзаев А.Б. Формирование социалистического правосознания народов Дагестана. Махачкала, 1984. С. 45.

Как видим, государство придавало важное значение вопросу пропаганды советских законов периодической печатью. С учетом этих соображений каждый важнейший законодательный акт Советского государства издавался в Республике на языках основных народностей Дагестана. Отдельной брошюрой была издана Конституции РСФСР 1918 г. на кумыкском языке. Издавались и другие законодательные акты. Так, в 1924 г. был опубликован на кумыкском языке Земельный кодекс. Надо полагать, что перевод и опубликование Земельного кодекса на местных языках, как и других законов, относящихся к землепользованию, имели громадное политическое и правовое значение, если учитывать сложность земельных отношений в Дагестане. Ни один случай задержки с публикацией законодательных актов не оставался без внимания органов советской власти.

Кроме устной, печатной и других форм идейного воздействия на правосознание и правовую культуру народов Дагестана, областная партийная организация и советское правительство Республики применяли такой метод, как обращения к населению Дагестана по тем или иным политическим и другим проблемам. Это была одна из форм политической информации трудящихся. Все эти обращения были опубликованы в переводе на кумыкский, лакский, аварский и арабский языки и читались по пятницам во всех мечетях Дагестана

4

.

--------------------------------

4

Там же. С. 66.

На сегодняшний день, как уже сказано, равноправие и самоопределение народов в России согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ являются одной из основ федеративного устройства России. В соответствии с ч. 1 указанной статьи Россия состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ.

В большинстве республик наряду с русским языком официальным также признается язык титульной нации или несколько языков, перечисленных в Конституции Российской Федерации. Конституционно-правовое закрепление использования родного языка осуществляется и на уровне субъектов Федерации как в конституциях и в уставах, так и в отдельных законах, особенно тех субъектов, в которых проживают несколько народов, говорящих на различных языках. Это прежде всего республики в составе Российской Федерации и автономные округа. Так, согласно ст. 11 Конституции Республики Дагестан от 10 июля 2003 г. государственными языками республики являются русский язык и языки народов Дагестана. Кроме того, в Республике Дагестан гарантируется всем народам, проживающим на ее территории, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Решение коренных вопросов формирования правовой культуры народов Дагестана должно стать главенствующим, основополагающим в контексте сохранения и дальнейшего прогресса дагестанского народа. Самоопределение наций, их суверенитет не территориальная самоизоляция (резервация), а этническое, этнокультурное, духовно-нравственное самосознание, этническое, этнокультурное самоопределение. Без преподавания в школе на родном языке нет и не может быть ни реально действующего национального самосознания, ни человеческого достоинства и национальной гордости. Да и свобода человеческой личности невозможна без суверенности народа. В соответствии со статьей 30 Конституции Республики Дагестан каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Формирование правовой культуры народов Дагестана и культуры межнационального общения основывается на признании равноправия языков и культур народов Дагестана, опирается на диалог культур. В школьном образовании должна быть безоговорочно признана самоценность любой и каждой культуры в контексте суммарной, совокупной культуры человечества.

В законодательстве Республики Дагестан устанавливаются лишь общие принципы региональной политики в области образования, среди которых возможность свободы выбора языка обучения, связь обучения и воспитания с этническими и культурными традициями народов и др. Этими актами населению субъектов предоставляется право на свободный выбор языка воспитания и образования, учебного заведения, профессии и формы обучения, индивидуальных программ. Данное право обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп; открытием передвижных школ для начального обучения детей из семей, ведущих кочевой образ жизни; подготовкой необходимого количества специалистов, а также условий для их функционирования.

На основании этого законодательства в Республике Дагестан постепенно складывается своя национальная система образования, учитывающая нужды проживающего на их территории населения, в том числе лиц, относящихся к национальным меньшинствам и коренным малочисленным народам.

В России языковая политика является одной из наиболее важных проблем межнациональных отношений, которая призвана обеспечивать оптимальное функционирование языков во всех сферах жизни общества. Реализация языковой политики осуществляется посредством принятия законов и иных нормативных правовых актов в языковой сфере, совершенствования действующего законодательства о языках.

В многонациональном государстве используются, как правило, десятки языков, являющихся национальными для определенного этноса. Наиболее сложным представляется выбор национального языка в качестве государственного, поскольку решение данного вопроса осложняется в ряде государств соображениями политического толка. Стоит согласиться, что государственный язык следует рассматривать как национальный язык доминирующей части населения, способный выполнять возложенные на него функции по интеграции разных этнических общностей в единое суверенное государство; как язык, используемый в установленных государством так называемых официальных сферах общения

5

, статус которого распространяется на всю территорию государства. Высказанная научная позиция о сугубо "отечественном наполнении" статуса государственного языка также поддерживается, поскольку такой язык рассматривается в ряде исследований и как символ государства

6

.

--------------------------------

5

См.: Комментарий к Закону о языках народов Российской Федерации / Под рук. А.С. Пиголкина. М., 1993. С. 8.

6

Васильева Л.Н. Совершенствование законодательства в области использования языков народов России // Журнал российского права. 2006. N 3. С. 41.

На всей территории России статус государственного языка имеет русский язык (ч. 1 ст. 68 Конституции РФ), что объясняется также и численным доминированием этнических русских и русскоязычного населения. Кроме того, республикам в составе Российской Федерации предоставлено право устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).

Важным критерием поддержки со стороны государства всех языков народов, населяющих Россию, следует считать наличие и эффективность функционирования целевых программ для сохранения, изучения и развития языков народов Российской Федерации.

Существенной особенностью правовой регламентации в сфере языкового общения является то, что не устанавливаются никакие правовые нормы использования языков народов России в межличностных неофициальных взаимоотношениях, а также в деятельности общественных, религиозных объединений. Это одна из конкретных гарантий действительно свободного выбора языка общения.

Человек может пользоваться своим языком, где бы он ни находился, имеет равные языковые права независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

Многосторонние связи между различными частями многонационального Российского государства, миграция населения и иные факторы интернационализации требуют обеспечить возможность каждому человеку, проживающему в России, свободно использовать не только свой язык, но и любой другой, которым он владеет. В государстве, заботящемся о личности и ее интересах, не должно быть никаких препятствий, ограничений и привилегий по языковому признаку. Никто не вправе навязывать человеку использование того или иного языка помимо его воли. Нарушение языковых прав народов и личности влечет за собой ответственность согласно федеральному закону

7

.

--------------------------------

7

Дмитриев Ю.А. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный). 2009 // СПС "Гарант".

Гарантии права национально-культурной автономии в России на сохранение, развитие и использование национального (родного) языка закреплены в гл. III Федерального закона о национально-культурной автономии от 17 июня 1996 г. Как определено в ст. 1 названного Закона

8

, национально-культурная автономия в России - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан России, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В период с 1990-х по 2000-е годы были созданы письменности трех народов Дагестана.

--------------------------------

8

СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.

Таким образом, гарантированное на конституционном уровне всем народам Российской Федерации право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Конституции Российской Федерации) выступает весомым свидетельством сохранения стабильности государства и гражданского общества. На это направлены, в частности, установление принципа равноправия языков, социальной, экономической и юридической защиты языков, система национального образования, возможность создания национально-культурных автономий, ряд других позитивных тенденций национальной политики государства. Гарантирование на конституционном уровне всем народам Российской Федерации права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития является значительным фактором повышения правовой культуры народов Дагестана.

 

вверх