назад
14 декабря 2016 20:57 / Москва

Государственная регистрация казачьих обществ

gordosh.ru

Казачество на протяжении своей истории всегда было тесно связано с несением государственной службы.

Тенденции к возрождению казачества в России возникли еще в начале 90-х годов прошлого века, когда повсеместно на территории Российской Федерации начали создаваться казачьи организации.

Если вначале казачьи организации создавались в виде общественных объединений, деятельность которых носила историко-культурный характер, то с появлением Основных положений концепции государственной политики по отношению к казачеству (далее - Основные положения), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355, возникли предпосылки к привлечению казачества к несению государственной и иной службы.

Логически вытекали из Основных положений Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" и Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества (далее - Концепция), утвержденная Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 г.

Исходя из Концепции, утвержденной Президентом России, основным приоритетом государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества является привлечение членов казачьих обществ к выполнению обязанностей государственной или иной службы.

Поскольку в тексте Концепции также упоминаются и общественные объединения, хотелось бы обратить внимание на существенное различие между казачьим обществом и общественным объединением, обусловленное нормами законодательства Российской Федерации.

Общественное объединение создается для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей, любительских интересов и может объединять как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан и лиц без гражданства (исключение составляют общественные объединения, созданные в организационно-правовой форме "политическая партия"). В деятельности общественных объединений в качестве учредителей, членов и участников могут принимать другие общественные объединения, являющиеся юридическими лицами.

Кроме того, действующее в Российской Федерации законодательство не связывает создание общественного объединения с фактом его государственной регистрации.

Общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о его создании, утверждении устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов. С этого момента общественные объединения приобретают права (за исключением прав юридического лица) и несут обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Хотя в тексте Концепции и используется словосочетание "общественные объединения российского казачества", в законодательстве Российской Федерации такое понятие отсутствует. В силу норм действующего законодательства членство в общественном объединении не может быть ограничено принадлежностью к одной этнокультурной общности, одной социальной группе, одной национальности и т.д.

Статьей 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" установлено, что российское казачество - это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Таким образом, законодатель связывает понятие "российское казачество" именно с членством лиц, причисляющих себя к потомкам казаков, в некоммерческих организациях, созданных в организационно-правовой форме "казачье общество". Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой, в том числе на общественные объединения, ставящие своей целью пропаганду роли казачества в российской истории, сохранение традиционного уклада жизни казаков, культуры и обычаев и т.п.

Законодательство определяет "казачье общество" как форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Основной задачей казачьего общества является организация принятия членами казачьего общества на себя обязанностей по несению государственной или иной службы. Тогда как общественные объединения в силу норм действующего в Российской Федерации законодательства не имеют полномочий осуществлять организацию по приему членами общественного объединения на себя обязанностей по несению государственной или иной службы.

Таким образом, организации, объединяющие лиц, причисляющих себя к казакам, созданные в иных организационно-правовых формах, в том числе в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", не могут быть признаны казачьими обществами.

Полноценная деятельность казачьего общества в рамках Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" связывается законодателем с фактом внесения такого общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Только при условии внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации члены этого общества могут быть привлечены к несению государственной или иной службы.

Вместе с тем первым этапом становления казачьего общества является факт его государственной регистрации как юридического лица.

Статьей 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации. Однако законодательно не установлена возможность преобразования существующих некоммерческих организаций в казачье общество, из чего следует, что казачье общество может быть создано только путем учреждения.

Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", но положения данной статьи применяются с учетом норм Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества".

В настоящее время процесс создания казачьих обществ в Свердловской области идет достаточно активно. Распоряжением руководителя администрации губернатора Свердловской области от 24 марта 2009 г. N 58-РРАГ была образована рабочая группа по делам казачества, призванная скоординировать деятельность по оказанию содействия лицам, желающими создать казачьи общества в целях дальнейшего принятия их членами обязанностей по несению государственной и иной службы.

По состоянию на 26 марта 2010 г. в Свердловской области зарегистрировано 9 казачьих обществ, из них: 4 городских казачьих общества, 4 станичных казачьих общества и 1 хуторское казачье общество.

При существующей активности граждан России ожидается, что до конца 2010 г. в Свердловской области будет зарегистрировано достаточное количество казачьих обществ первичного звена для создания отдельского казачьего общества.

Спасская Н.С.

вверх