назад
17 сентября 2016 16:15 / Москва

Функции председателя районного суда

Функции председателя районного суда

Лукоянов Д.Н.

Данная статья посвящена функциям председателя районного суда. Автор отмечает, что эффективность осуществления правосудия районными судами зависит от правильной, рациональной организации работы суда. В этой связи большое значение имеет необходимость правового закрепления функций председателя районного суда. В статье дается анализ действующего законодательства, а также приводятся мнения ученых по проблеме исследования. Автор предлагает свое понятие "функции председателя районного суда", а также выделяет их виды. На основе анализа правоприменительной практики сформулированы предложения по внесению изменений в законодательство.

Ключевые слова: районный суд, организация работы суда, председатель районного суда, функции председателя районного суда, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

This article is concerned with functions of district court chairman. The author specifies that efficiency of justice administration by district courts should depend on correct and efficient court management. In this regard legal confirmation of a court's chairman is of great importance. The article reviews current law and recites opinions of different scientists on the problem. The author offers his own notion of "function of district court chairman" and classifies them. Basing on performed analysis of the law enforcement practice he makes some suggestions on amendments to the current law.

Рассуждая об эффективности осуществления правосудия районными судами, о способах ее повышения, следует отметить, что немаловажное значение имеет организация работы в судах.

На это обращает внимание в своих исследованиях профессор Н.А. Колоколов, отмечая, что "любая ветвь власти, любой институт имеют практическое значение, если они эффективно функционируют. Однако функционирование любой системы возможно только при условии взаимодействия ее компонентов" <1>. При этом ученый справедливо утверждает, что "необходимо подходить с системных позиций, при которых организационная и процессуальная деятельность судебной системы, регулирующие ее нормы рассматриваются как единое целое, установление, функционирующее в интересах достижения заранее запланированной социально-политической цели" <2>.

--------------------------------

<1> Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен: Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук // СПС "КонсультантПлюс".

<2> Там же.

Сложно переоценить роль руководителей районных судов в организации работы подведомственных им органов, от которой зависит осуществление судьями эффективного правосудия.

Одним из ключевых элементов правового статуса председателя районного суда являются функции. Общее понятие функции органа власти, организации или должностного лица, как и председателя районного суда, в действующем законодательстве не дается. Нет единого понимания функции и в юридической литературе.

Л.П. Волкова справедливо отмечает, что для каждого органа власти устанавливается определенный набор функций, отражающий его специфику и указывающий на те действия, которые он должен осуществить для выполнения своих задач <3>. Автор полагает, что если функции дают представление о деятельностной характеристике органа по решению вопроса в конкретной сфере жизнедеятельности, то полномочия представляют собой права органа осуществлять возложенные на него функции в определенных формах с применением установленных методов, показывают, каким образом орган вправе и должен осуществлять функции.

--------------------------------

<3> См.: Волкова Л.П. Компетенция органов исполнительной власти: понятие и условия установления // СПС "КонсультантПлюс".

В теории административного права некоторые авторы включают функции в понятие "компетенция" органа власти и определяют их как содержательную характеристику управленческих действий, которые может, должен и обязан осуществлять соответствующий орган для достижения стоящих перед ним целей и задач <4>.

--------------------------------

<4> См.: Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М. Конина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2006. С. 149.

Распространенной среди ученых является характеристика функций как основных направлений деятельности. Так, А.В. Федотов применительно к государственным органам отмечает, что "функцией любого государственного органа являются социально значимые направления деятельности данного органа, осуществляемые через конкретные виды его деятельности в рамках установленных законом типов его деятельности, в которых реализуется его компетенция" <5>.

--------------------------------

<5> Федотов А.В. Функция государственного органа: к вопросу интерпретации / История государства и права. 2009. N 5; СПС "КонсультантПлюс".

Особого внимания, как представляется, заслуживает подход к пониманию функций органа власти, предложенный профессором М.С. Шалумовым применительно к органам прокуратуры. Ученый подвергает обоснованной критике сложившееся и ставшее традиционным понимание функции как вида, типа или основного направления деятельности. Он указывает, что "функция любого государственного органа - правовая категория, означающая закрепленную в законе его общую обязанность как составной части государственного механизма" <6>. Применительно к прокуратуре автор характеризует функции как "определяемые правовым статусом прокуратуры, ее местом и назначением в государственном механизме общие обязанности по решению поставленных перед нею законом задач обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав граждан, общественных и государственных интересов, выполняемые путем решения круга более частных задач и осуществления для этого соответствующих конкретных обязанностей с использованием специфических властных полномочий" <7>. Следует согласиться с утверждением ученого, что такое понимание позволяет разграничить понятия функции и деятельности прокуратуры. "Практическая деятельность прокуратуры есть процесс выполнения ею возложенных законом обязанностей, а основные направления деятельности - это конкретные формы реализации функций" <8>.

--------------------------------

<6> Шалумов М.С. Система функций российской прокуратуры. Кострома, 2003. С. 5 - 7.

<7> Там же. С. 5.

<8> Там же. С. 7.

Представляется, что под функцией председателя районного суда следует понимать обусловленную его правовым статусом, местом и назначением в районном суде общую обязанность, выполняемую для решения поставленных перед ним задач посредством предоставленных полномочий.

Весь спектр функций, которые возложены на председателя районного суда, достаточно широк. Поэтому целесообразно провести их дифференциацию.

Ю.Д. Северин справедливо отмечает, что в настоящее время, когда в стране реализуется концепция развития судебной системы, ставятся новые задачи, успешность и эффективность работы судов в большей степени зависит от организующей роли руководителей судов, которые помимо непосредственных судейских обязанностей выполняют функции по организационному руководству возглавляемыми судами <9>. Ученый отмечает, что обширный перечень организационных полномочий председателя суда показывает, "сколь весома роль непроцессуальных средств в выполнении задач, стоящих перед судами, а также значимость фигуры председателя в создании обстановки высокой организованности, культуры и ответственности в функционировании всех составных частей суда как единого целого" <10>.

--------------------------------

<9> См.: Северин Ю.Д. Организационные основы правосудия. М.: Белый берег, 2003. С. 173.

<10> Там же. С. 173.

В российском законодательстве понятие функции председателя районного суда не дается. Правовое регулирование статуса председателя районного суда, к сожалению, ограничивается лишь в общем виде Законом РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" <11> (далее - Закон о судоустройстве) с многочисленными изменениями и дополнениями, а также Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <12> (далее - Закон о статусе судей). Безусловно, для решения стоящих перед судом задач требуются как более четкие юридические рамки правового статуса председателя районного суда, так и более детальное регулирование его содержания.

--------------------------------

<11> Закон РСФСР от 8 июля 1981 года "О судоустройстве РСФСР" // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июля 1981 г. N 28. Ст. 976.

<12> Закон Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" // Российская газета. 1992. N 170.

Законодательное закрепление функций и полномочий председателя районного суда ограничивается:

1) указанием в ч. 1 ст. 6.1 Закона о статусе судей на функции председателя суда. При этом стоит отметить, что данный перечень: во-первых, относится к председателям всех судов, так как не делается различий в зависимости от их уровня; во-вторых, он не является исчерпывающим; в-третьих, даже беглый анализ данных функций позволяет говорить о слишком общем характере приводимого перечня;

2) главой 2 Закона о судоустройстве, посвященной районным судам и ст. 26 "Председатель районного суда", приводящей перечень полномочий, ряд которых в настоящее время устарел.

Анализ законодательства позволяет сделать вывод о возможности разделения всех функций председателя районного суда в зависимости от их характера на процессуальные и организационные.

Процессуальные функции председателя районного суда - это разновидность возложенных на председателя районного суда функций, закрепленных в процессуальном законодательстве и заключающихся в осуществлении процессуальных полномочий, обусловленных местом и назначением председателя в районном суде, а также местом районного суда в судебной системе.

В российском законодательстве отсутствует четкое указание на осуществление председателем районного суда процессуальных функций, и, соответственно, не приводится перечень процессуальных полномочий. Однако посредством анализа процессуального законодательства можно сделать вывод о наделении председателя районного суда соответствующими функциями и полномочиями <13>.

--------------------------------

<13> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ст. 156); Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ст. ст. 35, 125, 393, 395); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ст. 29.3).

Организационные функции председателя районного суда - это разновидность возложенных на председателя районного суда функций, закрепленных в законодательстве о судоустройстве и правовых актах самого председателя, заключающихся в осуществлении организационных полномочий для решения поставленных перед ним задач по руководству судом, обусловленных местом и назначением председателя в районном суде, а также местом районного суда в судебной системе.

Правовую основу указанной группы функций прежде всего составляют Закон о судоустройстве, в котором непосредственно определены организационные функции и полномочия председателя районного суда, и Закон о статусе судей, в котором в общем виде перечислены функции и полномочия председателя любого суда. Важным правовым актом, пусть и не носящим нормативный характер, является Постановление Совета судей РФ от 18 апреля 2003 г. N 101, которым утверждены Типовые правила внутреннего распорядка судов. К числу правовых актов, издаваемых председателями районных судов, относятся приказы. Так, в Буйском районном суде Костромской области председателем издан Приказ от 1 марта 2010 г. N 5 "Об организации работы Буйского районного суда Костромской области" <14>. Им утверждены: Положение о приемной Буйского районного суда, Регламент организации деятельности приемной суда, Порядок деятельности приемной суда, Положение о порядке проведения служебной проверки и применения дисциплинарных взысканий в суде и другие; возложены обязанности: по регистрации поступивших дел, исковых заявлений (заявлений) и материалов; по распределению поступивших дел и материалов на рассмотрение; по организации работы архива суда; по организации работы интернет-сайта суда; по организации работы с кадрами в суде; по организации работы по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; по организации работы средствами массовой информации в суде и другие; созданы: редакционная коллегия интернет-сайта; комиссия по проведению служебных проверок; эвакуационная комиссия и др.

--------------------------------

<14> Приказ от 1 марта 2010 г. N 5 "Об организации работы Буйского районного суда Костромской области" // Буйский районный суд. Дело N 04-22. Копии приказов председателя Буйского районного суда. 2010.

Действующее законодательство требует законодательного закрепления правового статуса председателя районного суда, а соответственно, и его функций. При этом, как представляется, это целесообразно сделать посредством принятия либо федерального конституционного закона о районных судах <15>, либо соответствующего закона о судах общей юрисдикции. Определенные успехи в этом направлении сделаны - Государственной Думой 29 января 2010 г. принят в I чтении внесенный Президентом РФ проект Федерального конституционного закона N 306985-5 "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Глава 4 законопроекта посвящена районным судам. В рамках данной главы статья 35 "Председатель, заместитель председателя районного суда" определяет порядок и сроки назначения указанных должностных лиц, а также их функции. При этом важно заметить, что в ч. 3 указанной статьи, в которой и ведется речь о функциях, продублированы положения ч. 1 ст. 6.1 Закона о статусе судей. Как следует из п. 7 ч. 3 ст. 35 проекта, данный перечень не является исчерпывающим, определено, что председатель районного суда "осуществляет иные полномочия по организации работы суда".

--------------------------------

<15> Часть 3 ст. 21 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ предусматривает, что полномочия, порядок образования и деятельности районного суда определяются федеральным конституционным законом, который до настоящего времени не принят.

В практической деятельности круг функций и полномочий председателя районного суда достаточно широк и включает в себя не только функции, прямо закрепленные в ч. 3 ст. 35 проекта, но и ряд других не менее важных общих обязанностей, которые необходимо законодательно закрепить. К их числу следует отнести следующие:

1. Председатель районного суда обращается к председателю вышестоящего суда с предложениями о внесении в квалификационную коллегию судей представлений о квалификационной аттестации заместителей председателя и судей, привлечении их к дисциплинарной ответственности, а также о приостановлении или прекращении их полномочий. Представляется, что данная функция должна быть законодательно закреплена, потому что, как руководитель, председатель районного суда должен иметь средства для формирования, улучшения судебного состава соответствующего суда.

2. Председатель районного суда обращается к председателю вышестоящего суда с предложениями о внесении в квалификационную коллегию судей представлений о награждении заместителей председателя и судей государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами. Данная функция аналогично предыдущей должна быть возложена на председателя суда с целью предоставления ему возможности инициировать награждение подчиненных ему работников за успешное выполнение своих обязанностей.

3. Председатель районного суда организует работу суда по взаимодействию со средствами массовой информации. Согласно Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 1082-р <16>, одной из ее задач является обеспечение открытости и прозрачности правосудия, что должно способствовать обеспечению подотчетности и контроля со стороны общества, предупреждении проявлений коррупции и в конечном итоге, повышении правосознания населения страны.

--------------------------------

<16> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N 1082-р "О концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" // Собрание законодательства РФ. 2006. N 33. Ст. 3652.

4. Председатель районного суда организует проведение анализа судебной статистики суда, работу по обобщению и изучению судебной практики. В ходе выполнения данной функции он решает ряд следующих вопросов: определяет, что подлежит обобщению, какая категория дел требует обобщения, с какой целью это делается, какие ошибки и трудности встречаются при рассмотрении данных дел для того, чтобы была единая практика рассмотрения дел.

5. Председатель организует работу приемной суда. В целях реализации Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" во всех районных судах созданы приемные, чтобы обеспечить доступность правосудия для граждан, сократить очереди в судах, дать возможность подавать заявления и получать информацию в течение всего рабочего дня, устранить общение судей со сторонами до рассмотрения дела, исключить условия, способствующие коррупции в работе судов. В связи с ростом обращений граждан и юридических лиц за судебной защитой вполне объяснима необходимость эффективной организации работы суда по приему заявлений и иных обращений, которая должна функционировать под руководством председателя суда.

6. Председатель районного суда организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб. Данная функция также связана с проверкой руководителем жалоб на работу судей, которые могут быть поданы на волокиту при рассмотрении дел, на грубость председательствующего во время ведения судебного процесса, на несвоевременность вынесения полного текста решения суда, на несвоевременность изготовления протокола судебного заседания, на неправильное поведение судьи, работников аппарата суда в неслужебное время. От данной функции также зависит, насколько правосудие в судах будет скорым, доступным и качественным.

7. Председатель районного суда осуществляет контроль за деятельностью судебных участков и мировых судей, поскольку председатели судов отвечают за сроки рассмотрения дел мировыми судьями, организацию судебного делопроизводства, анализа статистики и поскольку по качеству работы судебных участков складывается первостепенное представление о судебной системе.

8. Председатель суда осуществляет руководство по информатизации суда, в частности, руководство по работе, предусмотренной в рамках мероприятий Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы" единой государственной автоматизированной системы судов "Правосудие". На основе положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" <17> под информатизацией судов предлагается понимать создание необходимых условий для удовлетворения потребностей судов в информации и оснащения их новыми технологиями сбора, обработки и передачи данных в электронной форме. Информатизация судов способствует реализации конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, повышения эффективности их деятельности, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.

--------------------------------

<17> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 31 (ч. 1). Ст. 3448.

9. Председатель суда осуществляет контроль за своевременным рассмотрением дел судьями. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" <18> председателям необходимо осуществлять постоянный контроль за движением уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях, не оставлять без надлежащего реагирования факты грубого или систематического нарушения сроков рассмотрения дел, регулярно обобщать практику соблюдения судами процессуальных сроков разрешения дел, выявлять причины нарушения сроков и принимать меры к их устранению.

--------------------------------

<18> Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" от 27 декабря 2007 г. N 52 // БВС РФ. 2008. N 2.

10. Председатель суда осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов по вопросам обеспечения охраны судов в рабочее время, так как он отвечает за безопасность всех участников судебного процесса и лиц, находящихся в здании суда.

11. Председатель суда представляет суд в государственных органах, органах местного самоуправления и общественных объединениях в целях укрепления независимости судей, повышения авторитета судебной власти.

12. Председатель районного суда по поручению председателя вышестоящего суда организует проверку сведений о поведении судей, не соответствующем требованиям, предъявляемым к ним Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" и Кодексом судейской этики, и умаляющем авторитет судебной власти.

13. Председатель районного суда организует проведение в коллективе районного суда мер противодействия коррупции. С принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <19> и других нормативных правовых актов антикоррупционной направленности на судей и работников аппарата суда, являющихся государственными гражданскими служащими, возложен ряд обязанностей и ограничений. Председатель районного суда должен организовать работу в коллективе по выполнению данных обязанностей и соблюдению соответствующих ограничений.

--------------------------------

<19> Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6228.

Стоит отметить, что законодательное воплощение вышеуказанных предложений позволит в значительной степени нормативно укрепить статус председателя районного суда, и хочется верить, что будет способствовать повышению эффективности правосудия за счет рациональной организации работы суда.

 

вверх