назад
16 августа 2016 16:15 / Москва

Единый казначейский счет бюджета по учету доходов и средств федерального бюджета

Единый казначейский счет бюджета по учету доходов и средств федерального бюджета

Панкратова В.И.

В статье рассматривается единый счет бюджета в Российской Федерации, открытый Федеральному казначейству. На основании анализа механизма функционирования единого счета показано его значение для осуществления бюджетного процесса.

Ключевые слова: бюджет, исполнение бюджета, Федеральное казначейство, единый счет бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета.

The article considers the uniform account of budget in the Russian Federation, opened for the Federal Treasury Office. On the basis of analysis of the mechanism of functioning of the uniform account the author shows its importance for effectuation of budgetary process.

Key words: budget, execution of budget, Federal Treasury Office, uniform account of budget, cash servicing of execution of budget.

Бюджетный процесс является одним из приоритетных видов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в государстве. Данная деятельность четко регламентирована законодательством.

Государство обеспечивает распределение бюджетных средств на удовлетворение потребностей общества и решение задач, стоящих пред государством. Стабильное развитие гарантируется при получении необходимой достоверной и оперативной информации о состоянии государственных финансов, возможности эффективного управления ими и контроля. Не менее важен жесткий контроль со стороны государства за процессом исполнения бюджета и оперативная оценка его результатов.

Исполнение бюджета является важнейшим элементом бюджетного процесса. Это процесс, обеспечивающий полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах, утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Банковский вариант исполнения бюджета, существовавший ранее в Российской Федерации, продемонстрировал неспособность обеспечить прозрачность бюджета, эффективность контроля за расходованием бюджетных средств. Неустойчивость деятельности коммерческих банков, недостаточная оперативность уполномоченных банков при зачислении доходов на текущие бюджетные счета, предоставление банками искаженной информации об операциях с бюджетными средствами и другие факторы подтвердили и ускорили необходимость скорейшего перехода к исполнению бюджета органами казначейства.

Регулирование отношений, складывающихся в бюджетной сфере, осуществляется таким образом, чтобы избежать нарушения единства бюджетной системы Российской Федерации и не затронуть финансовую самостоятельность субъектов Российской Федерации. Единство бюджетной системы обеспечивается единством правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, бюджетной классификации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, единообразием санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единством порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и ведения бухгалтерского учета <1>.

--------------------------------

<1> Нестеренко Т.Г., Бушмин Е.В. Технология единого счета бюджета: необходимость и преимущество // Бюджет. 2004. N 6. С. 7 - 10.

Эффективное управление средствами федерального бюджета, обеспечение централизованного учета поступлений в бюджеты всех уровней и получения оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета возможно лишь при концентрации финансовых потоков у одного федерального органа исполнительной власти.

В Российской Федерации, в соответствии с бюджетным законодательством, органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы, является Федеральное казначейство, которому для осуществления кассовых операций открыты счета в Центральном банке Российской Федерации.

Деятельность Федерального казначейства регламентируется: Бюджетным кодексом Российской Федерации <2>, Постановлением Правительства от 1 декабря 2004 г. N 703 "О Федеральном казначействе" <3>, актами Министерства финансов Российской Федерации, актами Федерального казначейства и другими нормативными правовыми актами. Данный орган исполнительной власти представляет собой единую централизованную систему органов, органы казначейства являются юридическими лицами и подчиняются Министерству финансов Российской Федерации.

--------------------------------

<2> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (ред. от 30 сентября 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3823.

<3> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 49. Ст. 4908.

Консолидация ресурсов государства осуществляется на едином счете бюджета. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет единый счет бюджета как счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из него.

Введение единого казначейского счета было предусмотрено федеральной программой развития органов Федерального казначейства на 2000 - 2004 гг. и являлось одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета. В январе 2000 г. Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию функционирования единого счета Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и по учету доходов и средств федерального бюджета <4>.

--------------------------------

<4> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 января 2000 г. N 107-р "О концепции функционирования единого счета Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета" // Собрание законодательства Российской Федерации. 31.01.2000. N 5. Ст. 576.

Реализация указанной Концепции функционирования единого казначейского счета и внедрение системы единого казначейского счета проводились в два этапа.

На первом (переходном) этапе завершился перевод всех бюджетных учреждений и организаций на лицевые счета, открытые в органах казначейства. Нельзя не отметить введение системы электронного документооборота на уровне управления Федерального казначейства и органов Федерального казначейства, обмен документами между учреждениями Банка России и управлением Федерального казначейства в субъектах Федерации, органами Федерального казначейства и налоговыми органами. Все эти мероприятия способствовали централизации операций по учету доходов и осуществлению расходов бюджетных средств.

На завершающем этапе был открыт лицевой счет - единый казначейский счет - для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации. Учитывая проводимые мероприятия, были внесены изменения в нормативные документы, касающиеся взаимоотношений органов Федерального казначейства, учреждений Банка России и кредитных организаций по обслуживанию счетов органов казначейства.

Основой единого казначейского счета федерального бюджета является счет 40105 "Средства федерального бюджета". Единые счета бюджетов открываются Федеральному казначейству, управлениям Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждениях Центрального банка Российской Федерации на счетах:

- N 40105 "Средства федерального бюджета";

- N 40201 "Средства бюджетов субъектов Российской Федерации";

- N 40204 "Средства местных бюджетов".

Участникам бюджетного процесса в органах Федерального казначейства открываются и ведутся лицевые счета. Согласно ст. 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемый участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Федерации. Лицевые счета открываются клиентам, включенным в Сводный реестр, в органах Федерального казначейства в российских рублях (а также для осуществления операций в иностранной валюте) по месту нахождения клиента, на срок, указанный в разрешении распорядителя бюджетных средств. Процедура открытия и ведения лицевых счетов органами Федерального казначейства регулируется Приказом Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации от 7 октября 2008 г. N 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами" <5>.

--------------------------------

<5> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2009. N 12.

По сравнению с перечнем лицевых счетов, указанным в действующем ранее Приказе Минфина от 31 декабря 2002 г. N 142н "Об утверждении инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета" <6>, сейчас данный список существенно расширился. Таким образом, в настоящее время органами Федерального казначейства открываются участникам бюджетного процесса следующие виды лицевых счетов:

--------------------------------

<6> Российская газета. 15.02.2003. N 30.

- лицевой счет бюджета - счет, предназначенный для учета операций по кассовым поступлениям и выплатам в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), операций, осуществляемых получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) со средствами от приносящей доход деятельности;

- лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения;

- лицевые счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета;

- лицевые счета главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора), главного администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета (администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета с полномочиями главного администратора);

- лицевые счета администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета;

- лицевой счет иного получателя бюджетных средств;

- лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

Касательно исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации выделение бюджетов субъектов Российской Федерации в отдельный уровень бюджетной системы Российской Федерации законодательно закреплено Бюджетным кодексом Российской Федерации. Исполнение бюджета субъекта Российской Федерации обеспечивается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган субъекта Российской Федерации.

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" дополнил Бюджетный кодекс Российской Федерации ст. 215.1 "Основы исполнения бюджета" <7>, в которой говорится, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

--------------------------------

<7> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 34. Ст. 3535.

Возможность открытия и ведения Федеральным казначейством лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджетов субъектов Российской Федерации по поручению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации реализуется в соответствии с заключенным соглашением с Федеральным казначейством по кассовому обслуживанию.

Управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют соответствующие финансовые органы субъектов, если законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления не установлено иное. Данная норма нашла свое отражение в Постановлении Конституционного Суда от 15 декабря 2006 г. N 10-П "По делу о проверке конституционности положений частей четвертой, пятой и шестой ст. 215.1 Бюджетного кодекса" <8>, в котором прямо указывается, что Федеральное казначейство не вправе определять направления расходования средств бюджета субъекта, распоряжаться данными средствами. Проведение и учет операций по кассовым поступлениям и выплатам осуществляются данным органом исполнительной власти с целью централизованного учета информации о состоянии публичных финансов в целом.

--------------------------------

<8> Собрание законодательства Российской Федерации. 08.01.2007. N 2. Ст. 400.

Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются органом кассового обслуживания от имени и по поручению финансовых органов, администраторов поступлений в бюджет, администраторов источников финансирования дефицита бюджета или получателей средств соответствующего бюджета.

Основная цель бюджетных финансов - обеспечение реализации приоритетных задач государства. Банк России создает условия для сохранности, эффективного управления бюджетными средствами. Таким образом, государственные финансы менее всего подвержены влиянию экономических кризисов.

До 1998 г. обслуживание счетов бюджетов и счетов организаций-бюджетополучателей осуществлялось на тех же правовых основаниях, что и обслуживание счетов всех юридических лиц. Полномочия на открытие счетов принадлежали кредитным организациям.

Что же касается кредитных организаций, в настоящее время Бюджетный кодекс Российской Федерации в ст. 156 закрепляет право:

- обслуживать счета бюджетов, в случае отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций;

- привлекаться на основании агентского соглашения для осуществления операций по предоставлению и возврату бюджетных кредитов.

Без сомнения, реализация механизма единого казначейского счета бюджета в Российской Федерации имеет большое значение для осуществления бюджетного процесса. Как показывает практика, осуществление операций с использованием единого счета позволяет сосредоточить финансовые ресурсы государства в одном органе исполнительной власти, что предоставляет возможность текущего контроля за поступлением доходов и осуществлением расходов средств федерального бюджета, способствует централизации операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом управлениям Федерального казначейства, распределение их между разными уровнями бюджетов. Функционирование системы единого счета бюджета гарантирует сохранность государственных ресурсов, а также невозможность использования кредитными организациями бюджетных средств по своему усмотрению.

Нельзя не отметить наличие актуальной информации об операциях со средствами федерального бюджета у органов Федерального казначейства. Доступность и оперативность предоставления информации дает органам государственной власти возможность эффективного управления финансовыми потоками бюджетных средств в государстве и контроля за их целевым использованием.

 

вверх