назад
16 августа 2016 18:10 / Москва

ЧТО СЧИТАТЬ УПЛАТОЙ НАЛОГА

ЧТО СЧИТАТЬ УПЛАТОЙ НАЛОГА

Ведерников О.

В соответствии с действующим законодательством, регулирующим налоговые отношения, несоблюдение порядка уплаты налогов влечет за собой финансовую, административную и уголовную ответственность. К сожалению, некоторые аспекты налогового законодательства, например, разъяснение порядка применения финансовых санкций, до сих пор должным образом не урегулированы. Это вызывает множество вопросов у налогоплательщиков, а подчас приводит и к возникновению налоговых споров...

В прошлом году в арбитражных судах и судах общей инстанции было рассмотрено более 1500 дел с участием налоговых органов. За первое полугодие 1997 года количество поступивших жалоб составило около 400, оспариваемая сумма - 190 миллиардов рублей. Анализ рассмотрения жалоб налогоплательщиков показывает, что причинами возникновения налоговых споров являются несовершенство налогового законодательства, наличие в нем пробелов и неурегулированность отдельных правоотношений, нечеткость формулировок правовых актов, неправильное понимание и применение норм права.

Вот уже более года (с момента опубликования письма ВАС РФ от 4 апреля 1996 года N 1) не урегулирован, например, вопрос о том, что считать уплатой налога. Так, согласно п. 3 ст. 11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" обязанность юридического лица по уплате налога прекращается уплатой им налога или отменой налога. Ст. 15 того же Закона предусмотрена обязанность предприятий до наступления срока платежа сдать платежное поручение соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов. Однако сегодня сам факт сдачи данного поручения в банк не рассматривается налоговыми органами как уплата налога в бюджет.

В то же время если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, к нему не может применяться ответственность, предусмотренная подпунктом "в" п. 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". В этом случае ответственность за задержку перечисления в виде пени несет банк. Размер пени, взыскиваемой с банка, составляет 0,2 процента уплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа.

При этом, как следует из Закона, освобождение налогоплательщика от взыскания пени возможно в данной ситуации при соблюдении, как минимум, двух условий:

- своевременного представления налогоплательщиком в банк надлежащим образом оформленного платежного поручения на перечисление налогов;

- наличия денежных средств на счете налогоплательщика, достаточных для осуществления платежа.

В то же время перечень документов, которые могут служить подтверждением указанных обстоятельств, сегодня нигде не определен.

В этой связи возникает другой вопрос: кто должен погашать недоимку? Ответ содержится в ряде постановлений Президиума ВАС РФ по конкретным делам, принятым в 1996 году, - плательщику придется вторично перечислить в бюджет не поступившую сумму, а к банку предъявить иск о взыскании убытков.

Решение о применении к банку финансовых санкций в виде пени за задержку перечисления налоговых платежей в бюджет может быть принято налоговым органом при условии представления налогоплательщиком платежного поручения на перечисление соответствующей суммы в бюджет с отметкой банка о принятии к исполнению и выписки по счету налогоплательщика, подтверждающей наличие достаточных денежных средств на день сдачи в банк платежного поручения, либо платежного поручения на перечисление соответствующей суммы в бюджет с отметкой банка о его исполнении.

Безусловно, изложенный подход не исключает возможных ситуаций, при которых представление налоговому органу только указанных документов будет явно недостаточно для применения ответственности за задержку платежа к банку. Например, налогоплательщик своевременно представляет в банк платежное поручение на перечисление денежных средств в бюджет. На счете плательщика имеются необходимые средства, но на них наложен арест. В этих условиях банк обоснованно не исполнит платежное поручение налогоплательщика, а соответствующую ответственность за несвоевременную уплату налогов будет нести сам плательщик.

В настоящее время взыскание суммы недоимки по налогам производится непосредственно с налогоплательщика независимо от того, по чьей вине (налогоплательщика или банка) произошло непоступление налогов в бюджет. На практике это нередко приводит к тому, что добросовестный плательщик из-за нарушений, допущенных банком, будет платить одну и ту же сумму дважды: по своему платежному поручению, а затем по инкассовому поручению налогового органа.

Возможно, данная проблема будет решена с принятием Налогового кодекса, в проекте которого уплатой налога признается сдача налогоплательщиком поручения банку на перечисление сумм налога в бюджет при наличии на счете средств, достаточных для исполнения указанного поручения в полном объеме.

 

вверх