назад
13 февраля 2018 11:56 / Москва

Боремся вместе

Ключевые слова: взаимодействие; прокуратура Республики Коми; отдел собственной безопасности МВД по РК; коррупционные преступления.


Коррумпированность сотрудников органов внутренних дел, призванных в соответствии с законом бороться с антиобщественными и преступными проявлениями, представляет серьезную угрозу стабильности в обществе, приводит к ущемлению прав и свобод граждан и подрывает авторитет органов власти.

Как показывает практика, в предыдущие годы в системе Министерства внутренних дел по Республике Коми работа по обеспечению законности среди личного состава не осуществлялась. Правонарушения и преступления, совершаемые сотрудниками органов внутренних дел, фактически не выявлялись.

Только после смены руководства МВД по РК, начиная с 2008 г., прокуратурой республики было налажено тесное взаимодействие с отделом собственной безопасности министерства и другими оперативными службами.

Благодаря координирующей роли прокуратуры и правильно организованному взаимодействию оперативных служб кардинально изменилось отношение сотрудников отдела собственной безопасности и многих руководителей отделов внутренних дел к складывающейся ситуации на местах. Сотрудники органов внутренних дел стали активно выявлять правонарушителей и преступников в своих рядах.

Об активизации деятельности прокуратуры и отдела собственной безопасности Министерства внутренних дел говорит тот факт, что если в 2007 г. по республике было возбуждено 26 уголовных дел в отношении сотрудников органов внутренних дел, то в 2008 г. возбуждено 47 таких дел, практически в два раза больше. В 2009 г. работа в этом направлении была продолжена, и только за 8 месяцев 2009 г. количество зарегистрированных преступлений по линии отдела собственной безопасности МВД по РК возросло почти в 4 раза (с 42 до 165).

Отметим, что принимаемые руководством МВД по РК действия не всегда находили поддержку, а зачастую вызывали прямое противодействие со стороны коррумпированных сотрудников.

Так, в целях возможной компрометации вновь назначенного министра внутренних дел и его заместителя начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РК дал указание своему подчиненному получить у оператора сотовой связи сведения о телефонных соединениях указанных выше должностных лиц, существенно нарушив их права и законные интересы.

После выявления этих действий на стадии приготовления незамедлительно была создана следственно-оперативная группа, в состав которой вошли следователи отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Республике Коми и оперативные сотрудники отдела собственной безопасности МВД по РК. На оперативном совещании с участием работников прокуратуры были определены мероприятия по документированию преступной деятельности указанного сотрудника, изъятию компьютерной техники, получению сведений от оператора сотовой связи.

В отношении начальника управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД по РК по данному факту было возбуждено уголовное дело. Вину его полностью доказали, по делу вынесен обвинительный приговор.

Свидетелем защиты по этому делу проходил заместитель министра внутренних дел по экономической безопасности, который в суде пытался выгородить своего подчиненного.

Анализируя его деятельность в должности заместителя министра, отметим, что в тот период работа по выявлению экономических преступлений в республике фактически не велась. С целью улучшения показателей по этому направлению работы допускались многочисленные факты искажения статистической отчетности.

Несмотря на неоднократные предупреждения прокуратуры республики, указания нового руководства МВД по РК по организации надлежащей работы, заместитель министра внутренних дел по экономической безопасности каких-либо мер не принимал. Одновременно в службе собственной безопасности МВД по РК была информация о его покровительстве индивидуальному предпринимателю, находящемуся с ним в родственных отношениях.

В ходе согласованного с прокуратурой республики комплекса оперативно-розыскных мероприятий было установлено, что в декабре 2006 г. заместитель министра МВД по экономической безопасности, используя свое служебное положение, дал указание начальнику ОВД по Усть-Куломскому району направить в министерство материал проверки, из которого следовало, что данный предприниматель причастен к преступной деятельности, связанной с демонтажем узкоколейной железной дороги в поселке Югыдъяг. Затем он дал указание укрыть материал от регистрации и учета, вследствие чего материалы были утрачены. Эти действия совершены замминистром по мотивам личной заинтересованности, которая заключалась в его желании помочь своему родственнику избежать уголовной ответственности.

Только после вмешательства прокуратуры республики и сотрудников отдела собственной безопасности материалы в отношении предпринимателя были восстановлены, а по факту его противоправной деятельности возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 171 УК. Его вина была полностью доказана, он осужден по приговору суда.

Заместитель министра внутренних дел по экономической безопасности от занимаемой должности был отстранен, и в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК.

Возбуждение дела и проведение оперативно-следственных действий координировалось прокуратурой республики. Уголовное дело неоднократно заслушивалось на оперативных совещаниях у заместителя прокурора республики, где вносились коррективы в проводимые оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия.

В ходе расследования и судебного рассмотрения подсудимым предпринимались попытки оказания воздействия на свидетелей и понуждения к изменению показаний. В результате оперативных мероприятий эти факты были зафиксированы, и по ходатайству государственного обвинителя мера пресечения была изменена судом на заключение под стражу.

Приговором Сыктывкарского городского суда бывший заместитель министра внутренних дел по экономической безопасности признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК, и ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Благодаря активному взаимодействию подразделения собственной безопасности с прокуратурой республики коррупционные правонарушения и преступления выявлялись и в других подразделениях центрального аппарата МВД по РК.

Так, в ходе проверки было установлено, что начальник кинологического Центра кинологической службы МВД по Республике Коми в период с февраля по март 2007 г. осуществлял незаконную деятельность, направленную на получение личной выгоды путем мошеннических действий. В указанный период времени гражданами на безвозмездной основе в ЦКС были переданы 3 собаки породы "немецкая овчарка". В свою очередь, начальник Центра на каждую собаку оформлял фиктивный договор купли-продажи для последующего представления в финансовое подразделение МВД и получения денежных средств. В результате указанных действий МВД по РК причинен совокупный ущерб в размере 18 тыс. руб.

В марте 2008 г. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290, ст. 292 УК, в отношении оперуполномоченного отдела К. МВД по РК старшего лейтенанта милиции К. Он вымогал взятку в сумме 100 тыс. руб. у руководителя ООО, где использовались нелицензионные компьютерные программы. В июне того же года по приговору суда К. за совершенное преступление осужден на 3 года и 6 месяцев лишения свободы.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий совместно с оперативными службами УФСИН РФ по РК был выявлен факт вымогательства, совершенного следователем отдела по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики следственной части СУ при МВД по РК.

В производстве следователя находилось уголовное дело, возбужденное в отношении генерального директора ООО "Металлоснаб", который содержался под стражей в следственном изоляторе. В течение месяца следователь неоднократно приезжал в СИЗО. В беседах с директором он выдвигал требования о передаче права собственности на имущество в пользу третьих лиц.

В ходе предварительного расследования следователю МВД по РК предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 302, п. "а" ч. 3 ст. 286, ч. 3 ст. 30 и ч. 3 ст. 303 УК.

Активная работа по выявлению и пресечению коррупционных преступлений ведется в городах и районах республики. Факты коррупционных преступлений, совершенных руководителями и начальниками структурных подразделений органов внутренних дел, выявлялись в г. Сыктывкаре, Эжвинском районе г. Сыктывкара и Сыктывдинском районе Республики Коми.

По материалам прокурорской проверки, проведенной совместно с сотрудниками ОСБ МВД по РК, было установлено, что гражданин Б., занимая должность начальника ОВД по Эжвинскому району г. Сыктывкара, злоупотребил своими должностными полномочиями. Около 4 лет во исполнение указания начальника ОВД для охраны одного из кафе Эжвинского района выставлялся для постоянного несения службы пост из сотрудников пешего патруля ППС, которые согласно постовым ведомостям должны были нести службу по охране общественного порядка на патрульном участке на улицах населенного пункта. При этом за указанный период на оплату труда сотрудникам пешего патруля из бюджетных средств было израсходовано более 900 тыс. руб., выделенных на охрану общественного порядка. Указанные действия начальник отдела внутренних дел совершил из личной заинтересованности, выразившейся в неоднократном получении денежных средств в размере 10 тыс. руб. от владельца кафе, входящего в состав "логиновской" преступной группировки.

Кроме того, в ходе расследования было установлено, что этот сотрудник милиции, ранее воспользовавшись правом на приватизацию, незаконно получил по договору социального найма жилое помещение - комнату, после чего приватизировал ее на подставное лицо и продал за 950 тыс. руб., причинив ущерб МО ГО "Сыктывкар" в крупном размере. Его действия были квалифицированы по ч. 3 ст. 159 и ч. 1 ст. 285 УК, приговором суда он осужден на 2 года лишения свободы.

В августе 2008 г. на федеральной трассе "Вятка" инспектор ГИБДД ОВД по Сыктывдинскому району К. составил протокол и изъял у правонарушителя водительское удостоверение за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП. После составления административного материала инспектору позвонил начальник отделения ГИБДД ОВД по Сыктывдинскому району Т. и дал указание не привлекать виновное лицо к административной ответственности. К., действуя вопреки интересам службы и желая угодить начальству, сокрыл данный административный материал.

По факту злоупотребления своими служебными полномочиями СУ СК при прокуратуре РФ по РК в отношении указанных сотрудников ГИБДД ОВД по Сыктывдинскому району возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285 УК.

В результате правильно спланированных и проведенных ОСБ МВД по РК совместно с контрольно-профилактическим отделом УГИБДД МВД по РК оперативно-розыскных мероприятий были выявлены 94 автомобиля иностранного производства, незаконно ввезенных на территорию России и легализованных начальником регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД УВД по г. Сыктывкару путем выдачи подложных технических паспортов транспортного средства. После изучения в прокуратуре республики материалы оперативно-розыскной деятельности были переданы в следственные органы. СУ СК при прокуратуре РФ по РК в отношении указанного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных п. "г" ч. 4 ст. 290, ст. 285, ст. 292 и ст. 327 УК, и избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Начальник РЭО ГИБДД УВД по г. Сыктывкару признал вину в инкриминируемых преступлениях.

Особую озабоченность у руководства прокуратуры республики вызывало положение дел в г. Ухте Республики Коми, где имели место факты возбуждения "заказных" уголовных дел и другие коррупционные проявления в деятельности отдела внутренних дел. Только после вмешательства прокуратуры республики, ОСБ МВД по РК и УФСБ РФ по РК в городе стали проводиться комплексные мероприятия по стабилизации ситуации и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности.

В ОСБ МВД по РК поступила информация в отношении начальника ОБЭП УВД по г. Ухте, который за получение взяток покровительствовал "гостиничному бизнесу" в городе. Налаженное взаимодействие между оперативными сотрудниками службы собственной безопасности и УФСБ позволило задержать начальника ОБЭП при очередной передаче денег в служебном кабинете. В отношении задержанного было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК. Судом ему избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. Оперативное сопровождение по делу проводилось и после его направления в суд. По ходатайству обвиняемого дело рассматривалось судом присяжных, причем в г. Ухте, где он имел определенные связи. Лишь постоянное взаимодействие между государственным обвинителем, следователем и оперативными службами позволило расформировать коллегию присяжных, среди которых были заинтересованные в исходе дела присяжные заседатели, а затем обеспечить отсутствие давления на присяжных и свидетелей, грамотно представить доказательства. В итоге присяжные признали подсудимого виновным в получении взятки, он был осужден на 4 года лишения свободы.

Кроме того, в результате активного проведения отделом собственной безопасности МВД по РК оперативно-розыскных мероприятий установлено, что четверо сотрудников ГИБДД УВД по г. Ухте на протяжении длительного времени оформляли подложные документы о несуществующих фактах дорожно-транспортных происшествий с целью получения страховых выплат. Всего они совершили 12 эпизодов мошенничества на общую сумму более 300 тыс. руб. Все эпизоды были доказаны, виновные приговорены к различным срокам лишения свободы.

В результате комплекса принятых мер руководством Министерства внутренних дел республики назначен новый начальник УВД по г. Ухте и заменены ряд начальников оперативных служб.

Работа в этом направлении продолжается.

В первом квартале 2009 г. отделом собственной безопасности совместно с УФСБ России по Республике Коми и управлением уголовного розыска КМ МВД по РК пресечена преступная деятельность сотрудника уголовного розыска ОВД г. Усинска майора милиции К. В результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий установлено, что он, вступив в преступный сговор с гражданскими лицами, принимал участие в организации занятий проституцией, похищении девушек в Москве с последующим вывозом в Усинск и принуждением заниматься проституцией, истязанием девушек.

По этому факту СУ СК при прокуратуре РФ по РК возбуждено уголовное дело, и К. заключен под стражу. Ему предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 241, ч. 2 ст. 117 и ч. 1 ст. 119 УК. Уголовное дело в отношении К. и других причастных лиц на момент написания статьи находилось на рассмотрении в Усинском городском суде.

Правильно организованное взаимодействие позволяет сотрудникам правоохранительных органов работать уже при получении информации о готовящемся преступлении. На этом этапе сотрудники оперативных служб инициируют проведение "узкого оперативного совещания", как правило, на уровне руководства прокуратуры и следственного управления Следственного комитета. На таких совещаниях обсуждаются наличие признаков преступления, тактика производства совместных оперативных либо следственных действий и способы документирования преступной деятельности.

Совместная деятельность оперативных служб и органов прокуратуры осуществляется вплоть до вынесения приговора.

После завершения работы все дела оперативного учета, заведенные по линии отдела собственной безопасности МВД по РК, в обязательном порядке изучаются в прокуратуре республики на предмет обоснованности и законности принятого решения.

Таким образом, слаженная работа органов прокуратуры, отдела собственной безопасности МВД по РК, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и других оперативных служб повышает эффективность антикоррупционной деятельности в системе органов внутренних дел.

 

Автор: В.С. Саттаров.
вверх