назад
11 января 2017 21:02 / Москва

Борьба с терроризмом: необходима адекватная компенсация вреда его жертвам.

pravstat.prokuror.kz

Законодательство России и международное право провозглашают человека, его права и свободы высшей ценностью. Конституция РФ устанавливает обязанность государства соблюдать и защищать неприкосновенность личности и собственности, охранять жизнь, здоровье и достоинство человека. Конституционные права и свободы обладают приоритетом по отношению к любой норме права, закрепленной в федеральных законах либо подзаконных нормативно-правовых актах органов государственной власти.

Тем не менее в реальной действительности эти важнейшие требования реализуются далеко не всегда и не в полном объеме. С пугающей периодичностью увеличивается количество жертв не объявленной террористами войны. Государство прилагает огромные усилия для борьбы с терроризмом. Но пока не удается не только искоренить и предотвратить, но и хотя бы минимизировать его последствия. Пострадавшие от терроризма люди не должны оставаться один на один со своей бедой. Государство возложило на себя обязанность оказывать материальную, моральную, социально-психологическую, медицинскую и иные виды помощи, а также компенсацию вреда, причиненного жертвам террора. И оно обязано делать все возможное в этом направлении.

Москва, Буденновск, Волгодонск, Буйнакск, Грозный, Волгоград, Владикавказ, Воронеж, Гудермес, Махачкала, Каспийск, Кизляр, Моздок, Ставрополь, Ессентуки, Пятигорск, Невинномысск, Минеральные Воды - далеко не полный перечень городов, пострадавших от злодеяний террористов. Многое в борьбе с терроризмом зависит от активности гражданского общества, позиции каждого и тех, кто стал жертвой террора. Необходимо знать и применять как национальные, так и международные правовые механизмы для эффективной борьбы и защиты прав и законных интересов граждан.

Механизм помощи пострадавшим, попавшим в беду, соответствует вековым традициям. Издавна во всем мире принято помогать, к примеру, погорельцам. Появление правового государства благоденствия подразумевает, что многие социальные и экономические риски бытия человека должны разделяться всем обществом, а не выпадать на долю отдельного пострадавшего.

Обязанность законодателя - отслеживать перемены в общественных настроениях, разрабатывать и вносить проекты систем социальной защиты гражданина от возможных несчастий. Инструмент общества - государство, основной функцией которого, как метко заметил В.В. Путин, является "оказание услуг населению". Именно государство от имени общества должно взять на себя бремя помощи пострадавшим, получив право взыскать понесенные им расходы с террористов.

Значительное внимание этой проблеме было уделено на V Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1 - 12 сентября 1975 г.), где было особо подчеркнуто: "...символическое возмещение вреда вряд ли сможет хотя бы частично компенсировать боль и страдания, перенесенные потерпевшими и их семьями, в особенности при отсутствии сочувствия и заботы со стороны общества".

Актуальные для Российского государства положения регламентированы Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой 29 ноября 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН. Государствам необходимо сформировать такой правовой подход, который может способствовать освобождению потерпевших от заведомо невыгодной для них позиции, прямой связи присуждения материальной и моральной компенсации в зависимости от успехов правоохранительных органов в обнаружении и задержании виновных в преступлении лиц. В статье 2 раздела "А" Декларации говорится: "Лицо может считаться "жертвой", независимо от того, был ли установлен, арестован, предан суду или осужден правонарушитель". Под термином "жертва" понимаются лица, которым индивидуально или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения, моральный вред, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемление их основных прав в результате действия или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные законы государств, включая законы, запрещающие преступное злоупотребление властью. Жертва преступления является центральной фигурой процесса отправления правосудия. Статья 6 Декларации ООН гласит: "Содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв...".

Европейская конвенция по возмещению ущерба жертвам насильственных преступлений (Страсбург, 24 ноября 1983 г.) в ст. 2 также обязывает государства брать на себя возмещение убытков:

a) для тех лиц, которым в результате умышленных насильственных преступлений был нанесен серьезный урон физическому состоянию или здоровью;

b) для тех лиц, которые находились на иждивении погибших в результате такого преступления.

Компенсация вреда должна покрывать: потерю дохода, затраты на медикаменты и госпитализацию, затраты на похороны и относительно иждивенцев, алименты (ст. 4).

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8 Всеобщей декларации прав человека). Конституция РФ гарантирует данное установление в ряде статей. "Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба" (ст. 52). "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2). "Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием" (ст. 18).

Вопрос об уголовной ответственности террористов сомнений не вызывает. Соответствующие процессы проходили и в России, и в других странах мира.

А как обстоит дело с возмещением вреда?

Под вредом понимается материальный ущерб, выразившийся в уменьшении имущества, и (или) умаление нематериального блага, моральный вред (ст. 12, 151 ГК РФ). К понятию нематериальных благ (ч. 1 ст. 150 ГК РФ) законодатель относит: "жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемые и не передаваемые иным способом". Объем возмещения вреда должен быть полным и включать как реальный ущерб, так и неполученные доходы, упущенную выгоду (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

Компенсация морального вреда - достаточно новый институт в современном российском праве. Необходимость компенсации причиненных преступлением физических и нравственных страданий очевидна. Компенсация морального вреда потерпевшему производится во всех без исключения случаях согласно процедуре и в пределах, предусмотренных законодательством. Именно данный способ защиты прав граждан способствует возникновению у пострадавших чувства восстановленной справедливости, позволяя максимально смягчить тяжесть причиненного вреда и нравственных страданий.

Компенсацией морального вреда является заглаживание, восполнение, возмещение в денежной или иной форме причиненного человеку преступлением физического ущерба, психического вреда и нравственных страданий. Конечно, денежная компенсация не возместит утраты человеческой жизни, необратимых физических и психических последствий, повреждения здоровья, не снимет нравственные страдания от пережитого страха, стыда, унижения и иных переживаний, но, являясь универсальным имущественным эквивалентом компенсации вреда, позволит хоть как-то смягчить, сгладить страдания, облегчить материальное положение. Гибель ребенка или взрослого человека, не имевшего иждивенцев, не имеет компенсационно-материальной составляющей ущерба и относится только к разновидности морального вреда, причиненного родственникам погибшего.

Согласно ст. 1101 ГК РФ "размер компенсации морального вреда определяется судом". Размер компенсации не входит в предмет доказывания по иску. Предмет доказывания - это юридический состав, образующий основания иска. Истец может указать сумму, однако его мнение о размере компенсации не имеет правового значения для суда. Право на определенный размер компенсации порождается судебным решением. Законодатель отвел суду роль эксперта, но не конкретному суду, а всей судебной системе посредством прецедентных решений, постановлений, а также разъяснений Верховного Суда РФ, являющихся общеобязательными для установления единой практики правоприменения. Поэтому в делах подобного рода имеет смысл приглашать специалистов в области оценки стоимости жизни для дачи экспертного заключения и расчетов конкретных случаев. Тем более что российскими учеными сделаны уникальные разработки, применяемые в развитых странах для расчета стоимости жизни погибшего в авиакатастрофах.

Законодатель устанавливает принципы определения судом размера компенсации морального вреда и одновременно указывает ряд критериев, которые должны учитываться при его определении. Закон устанавливает, что характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Законодательство не определяет каких-либо четких правил определения этого размера, устанавливается лишь необходимость учета требований разумности и справедливости (ч. 2 ст. 1101 ГК РФ). Действительно, такие правила разработать трудно. По нашему мнению, логическая цепь определения размера компенсации должна строиться следующим образом.

В каждом конкретном деле суд определяет степень физических и нравственных страданий, характер и размер причиненного вреда, индивидуальные особенности потерпевшего, имущественное положение ответчика, рассматриваемые с позиций законности, разумности и справедливости. На первый взгляд это требование кажется несколько необычным, будучи применяемым к отдельному институту гражданского права - компенсации морального вреда, так как трудно предположить, что законодатель не предъявляет подобного требования к судебному решению по любому делу. Анализ ст. 1101 ГК РФ в части требований разумности и справедливости целесообразно проводить с учетом ч. 2 ст. 6 ГК РФ, устанавливающей правила применения аналогии права. Формальной справедливостью является одинаковый подход к одинаковым делам. На наш взгляд, прецедент является центральным звеном, точкой отсчета.

В России имеется прецедентное решение. Басманный районный суд г. Москвы 22 февраля 2002 г. удовлетворил иск о компенсации морального вреда на сумму 30 миллионов рублей - эквивалент 1 миллиона долларов США на тот период времени.

Гражданский иск о компенсации вреда в уголовном процессе - это требование лица, понесшего материальный ущерб, физические или нравственные страдания (моральный вред) от преступления, к обвиняемому или иным предусмотренным законом лицам, несущим материальную ответственность. Основаниями гражданского иска о компенсации морального вреда являются:

- факт совершения преступления;

- причинение им материального, физического и морального вреда потерпевшему;

- производство по уголовному делу;

- признание данного лица потерпевшим.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Потерпевший, лицо, которому преступлением причинен вред, потерпевшим не является, а признается. Лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, после решения, оформленного постановлением, наделяется рядом прав, в том числе и на возмещение вреда, причиненного преступлением.

После 1 марта 1996 г. законодатель установил случаи ответственности за причиненный моральный вред независимо от вины причинителя вреда. Так, статья 1100 ГК РФ гласит:

"Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:

- вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности;

- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;

- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;

- в иных случаях, предусмотренных законом".

Последний пункт статьи корреспондирует также со ст. 1064 ГК РФ "Общие основания ответственности за причинение вреда":

ч. 1 - законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда;

ч. 2 - законом может быть предусмотрено возмещение при отсутствии вины причинителя.

Компенсация вреда в иных случаях, предусмотренных законом, и при отсутствии вины лицом, не являющимся причинителем вреда, в случаях причинения вреда в связи с террористической акцией регламентируется в России отдельным законодательным актом, содержащим, в том числе, иной порядок компенсации возмещения вреда, причиненного в результате террористической акции. В преамбуле Закона "О борьбе с терроризмом" определены правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, порядок координации деятельности органов исполнительной власти, общественных объединений, организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, осуществляющих борьбу с терроризмом, права, обязанности и гарантии граждан в этой связи.

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" в ст. 17 "Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции" закрепляет следующие положения:

"1. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершена эта террористическая акция, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда.

2. Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, совершенной на территориях нескольких субъектов РФ, а также возмещение ущерба, причиненного одному субъекту РФ и превышающего возможности компенсации из бюджета данного субъекта РФ, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.

3. Возмещение вреда иностранным гражданам производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм с причинителя вреда.

4. Возмещение вреда, причиненного организации в результате террористической акции, производится в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ".

В практике применения положений ст. 17 данного Закона возник вопрос, содержится ли в понятии вреда "моральная" составляющая или только материальный вред. Это сомнение является следствием непонимания правовой природы термина "моральный вред" и нежеланием применения последствий в случае его признания в виде выплат денежных компенсаций.

Под террористической акцией, по результатам которой возмещается вред, понимается (ст. 3 ФЗ "О борьбе с терроризмом"), наряду с другими действиями, также "захват заложников, похищение человека, создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности, распространения угроз в любой форме и любыми средствами, иных действий, создающих опасность гибели людей". Из данного понятия следует, что террористической акцией является как само насилие, так и угроза применения его, устрашение в виде возможности применения насилия: причинение боли, страданий, побоев, телесных повреждений, угрозы реальной смерти. Все это, безусловно, не может не вызвать дальнейших физических и нравственных страданий (моральный вред) у лиц, в отношении которых осуществляется террористическая акция. Поэтому вред должен быть возмещен в соответствии со ст. 17 Закона.

Возмещение вреда, причиненного гражданину РФ, за счет средств бюджета субъекта РФ, на территории которого совершена эта террористическая акция, не случайно. Приблизить, облегчить процесс судебной компенсации пострадавшему, как правило, больному, нетрудоспособному, нуждающемуся, вдове, сироте, инвалиду и т.д. Помощь иностранным гражданам оказывается за счет федерального бюджета, иск подается и рассматривается в Москве. Законодатель имел в виду, что иностранец в большинстве своем имеет правоотношения в Москве (визы, посольства, консульства) и подать иск для него удобнее в столице.

В заключительных положениях Федерального закона "О борьбе с терроризмом" (ст. 28) законодатель обязывает уполномоченных лиц привести все федеральные законы и иные нормативные правовые акты в соответствие с этим Федеральным законом.

Рассмотрим, как вопрос возмещения вреда жертвам терроризма решается международными нормами и в других странах. Согласно Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) жертв, стремящихся получить компенсацию с помощью правосудия, следует информировать об их правах, содействовать тому, чтобы судебные и административные процедуры в большей степени отвечали этим требованиям. В частности:

A) предоставляли жертвам информацию об объеме, сроках проведения и ходе судебного разбирательства и о результатах рассмотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также в случаях, когда ими запрошена такая информация;

B) обеспечивали возможность изложения и рассмотрения мнений и пожеланий жертв на соответствующих этапах судебного разбирательства в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы.

Многие страны самое пристальное внимание уделяют проблеме борьбы с террором и его предупреждению. Приняты специальные законы: "О предупреждении терроризма" (1974, Великобритания) (с дополнениями уголовной ответственности за финансирование, недонесение, укрывательство лиц, обвиняемых в терроризме, 1976); "О борьбе с терроризмом" (1986, Германия), "О борьбе с терроризмом и посягательствами на государственную безопасность" (1986, Франция), "О борьбе с терроризмом и применении смертной казни" (1996, США).

Первые выплаты государством за ущерб от преступлений вне зависимости от работы правоохранительной системы были произведены в Новой Зеландии (1963), в Великобритании (1964). В дальнейшем к этому процессу присоединились вся Европа и Северная Америка.

Положительный опыт, механизмы защиты прав потерпевших в развитых странах в области защиты жертв террористических актов крайне важны для России.

Неурегулированным на сегодняшний день остается вопрос создания и реальной работы механизма социальной поддержки жертв, с помощью которого средства, полученные в результате конфискации, предусмотренной Международной конвенцией о борьбе с финансированием терроризма (ратифицирована Россией 10 июля 2002 г.), возвращались бы в бюджеты тех субъектов РФ, которые ведут выплаты жертвам преступлений или членам их семей. Хотя часть 4 ст. 8 Конвенции предусматривает: "Каждое государство-участник рассматривает возможность создания механизмов, с помощью которых средства, полученные в результате конфискации, предусмотренной в настоящей статье, использовались бы для выплаты компенсации жертвам преступлений, указанных в Конвенции".

Нормативная база и специальные структуры по борьбе с финансированием терроризма в России созданы. Образован отдел по борьбе с финансированием терроризма при Министерстве финансов РФ, активно функционирует Комитет по финансовому мониторингу (финансовая разведка). Россия - участник международной организации "Эгмонт", объединяющей 59 финансовых разведок мира. Финансовой разведкой РФ арестованы счета террористов в США и Швейцарии.

Терроризм на территории России оплачивается в основном за счет средств российского происхождения. По сведениям Генеральной прокуратуры РФ, 5000 юридических лиц, финансирующих террор, находятся на оперативном учете. Правоохранительными органами проведено 1133 проверки подозреваемых в террористической деятельности, в результате которых выявлен ущерб на сумму 1,1 млрд. руб., из них возмещено 513 млн. руб. По материалам проверок подозреваемых в причастности к деятельности террористических формирований и сообществ возбуждено 876 уголовных дел, окончено 471, осуждено 55 человек <*>. В конце 2002 года в суды направлено 77 уголовных дел о финансировании терроризма. Причем основные средства тратятся не на проведение терактов, а на организацию вербовки, боевую подготовку ударных отрядов и наемников, создание современной материально-технической базы (компьютерное обеспечение, связь, транспорт, современное оружие).

--------------------------------

<*> См.: Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом. М.: Юрлитинформ, 2002. С. 309, 389, 412.

Назрел вопрос о заключении с государствами - участниками Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (принята 09.12.1999 г., открыта для подписания 10.01.2000 г.) соглашений о разделе средств, полученных в результате конфискаций. Так, в США (Чикаго) ведется уголовное дело фонда, финансировавшего терроризм. В частности, доказано финансирование чеченских террористов, арестовано два миллиарда долларов активов.

Судебная практика возмещения вреда жертвам в России, к сожалению, пошла по иному пути, чем в развитых странах. Свидетельство тому - общеизвестное разбирательство дела о компенсации вреда, причиненного жертвам террористического акта в театральном центре на Дубровке в мюзикле "Норд-Ост". Данное судебное дело является прецедентным, его результата, реальной компенсации вреда, соответствующей рыночным ценам, ждут сотни нуждающихся жертв, сирот, вдов, инвалидов. Первое решение суда, признающее, что власть должна компенсировать вред от терроризма, компенсировать материальный вред. Возмещаются утрата кормильца (сиротам - до совершеннолетия, а родителям погибшего пенсионного возраста - пожизненно), ритуальные затраты, процент утраты трудоспособности потерпевшего, утраченное имущество. Однако неясно, почему не положена компенсация в случаях гибели от теракта ребенка либо взрослого человека, не имевшего иждивенцев. Ведь вред, причиненный родственникам погибшего, очевиден.

Борьба с терроризмом не может вестись без адекватной компенсации вреда жертвам. Терроризм представляет реальную угрозу. Поэтому традиционные действия, характерные для государственных, правительственных структур и суда, уже не подходят. Промедление и задержки, бюрократические препоны в этом деле работают лишь на руку террористам. Поэтому необходимо консолидировать усилия всего общества, все имеющиеся силы и средства.


Трунов И.Л.

вверх